Буровые машины вращательного действия

Машины вращательного действия разрушают горную породу путем скалывания, дробления и резания. Эти машины в зависимости от способа разрушения горных пород оснащаются буровым инструментом при скалывании — шарошечными долотами, а при резании — резцами или шнеками.

Измельченные частицы горной породы из пробуриваемой скважины удаляются сжатым воздухом или водой под давлением.

Буровая машина вращательного действия БТС-150 смонтирована на гусеничном тракторе мощностью 100 л. е., на котором навешены элементы бурового оборудования — основная рама, буровая рама, коробки перемены передачи, вращатель, силовые гидроцилиндры и редукторы приводов, буровой став и опорные домкраты.

Основная рама, охватывающая трактор, состоит из двух ферм, соединенных между собой поперечными связями. Задней шарнирной опорой рамы служат два кронштейна, приваренных к продольным брусьям гусеничных тележек трактора. Передняя часть рамы шарнирно закреплена на балке подвески переднего опорного домкрата, которая присоединена болтами к лонжеронам рамы трактора.

Буровая рама шарнирно навешена на верхней поперечной связи ферм основной рамы. Эта рама состоит из двух вертикальных стоек и двух траверс.— верхней и нижней. Между траверсами закреплены направляющие, служащие для перемещения вращателя по квадратному валу, вращающемуся в подшипнике опорного кронштейна, присоединенного болтами и штифтами к платику, приваренному с внутренней стороны нижней траверсы. Буровая рама при бурении наклонных скважин поворачивается гидроцилиндром.

Коробка перемены передач механическая с приводом от вала отбора мощности трактора. Она позволяет получать три скорости вращения бурового става — две рабочие и одну обратного хода.

Буровой став состоит из свинчиваемых на замковой конической резьбе буровых штанг, которые хранятся в ячейках поворотного барабана, закрепленного на буровой раме. Для вращения барабана и подвода его в зону бурового става используется силовой гидроцилиндр.

В привод бурового става входят два конических редуктора — правый и левый. Правый редуктор смонтирован на буровой раме и может поворачиваться относительно левого редуктора, что обеспечивает передачу вращения квадратному валу при любом угле наклона буровой рамы. Левый редуктор соединен с коробкой перемены передач карданным валом.

В торце выходного вала правого редуктора предусмотрено гнездо, в которое входит карданный вал, передающий крутящий момент вращателю. Вращатель представляет собой одноступенчатый цилиндрический редуктор, в выходном вале которого предусмотрено продольное отверстие для прохода сжатого воздуха, подаваемого в пробиваемую скважину для удаления разрушенной породы. У входного вала-шестерни предусмотрено внутреннее квадратное отверстие, через которое проходит квадратный вал. Вращатель по квадратному валу перемещается гидроцилиндром, закрепленным в верхней траверсе буровой рамы. Этот гидроцилиндр одновременно обеспечивает создание осевого давления на буровой став

Горизонтальное положение буровой машины на неровной поверхности обеспечивается одним передним и двумя задними опорными гидродомкратами.

С целью выравнивания удельных давлений гусениц машины на грунт в транспортном положении и увеличения осевого давления на забой в рабочем положении на машине смонтированы два контргруза, которые можно перемещать по направляющим при помощи ручного привода.

Силовыми гидроцилиндрами и опорными гидродомкратами управляют при помощи гидрораспределителей, смонтированных на пульте, расположенном в задней левой части машины. Там же расположены рычаги включения передач бурового става и привода вентилятора отсоса измельченной породы, выносимой сжатым воздухом из пробуриваемой скважины, а также дублированное управление газом и сцеплением трактора.

Буровая машина вращательного действия БТС-60 предназначена для бурения шпуров в мерзлых грунтах при их взрывании. Рабочим инструментом машины служат два параллельно действующих шнека.

Базой машины является гусеничный трактор, на котором смонтировано рабочее оборудование, состоящее из опорной плиты, генератора, буровой рамы, подвижных кареток, привода буровых шнеков и лебедок подъема кареток.

Опорная плита закреплена болтами на кронштейнах картера заднего моста трактора. На плите установлен генератор трехфазного тока мощностью 37 кВА, вал которого упругой муфтой соединен с выходным валом коробки отбора мощности трактора. В коробке заменены две шестерни с целью получения требуемого числа оборотов вала генератора.

Буровая рама состоит из двух вертикальных решетчатых стоек, соединенных между собой тремя попереч;инами — одной верхней и двумя средними.

Основание буровой рамы прикреплено к опорной плите, а на ее наружных сторонах смонтированы поворотные кронштейны. В их головках закреплены направляющие воронки, через отверстия которых пропускается рабочий инструмент. На боковых наружных поверхностях вертикальных стоек буровой рамы закреплены направляющие, по которым перемещаются вверх и вниз каретки.

Каждая каретка состоит из двух плит — вертикальной и горизонтальной. Вертикальные плиты кареток перемещаются по направляющим буровых рам, а на горизонтальных плитах смонтированы привода буровых шнеков, состоящие из электродвигателей трехфазного тока мощностью 7,5 кВт и вертикальных двухскоростных шестеренчатых редукторов.

Электродвигатели фланцевого типа закреплены сверху, а редукторы — снизу горизонтальных плит кареток. Редукторы прикреплены к горизонтальным плитам кареток.

Каретки отпускаются под действием собственного веса, а поднимаются канатными лебедками, установленными на поперечинах буровой рамы. Лебедки состоят из червячных редукторов РЧН-120, цепных муфт, электродвигателей и барабанов с канатами, концы которых крепят к кареткам.

Расчетные расстояния между шпурами обеспечиваются: в продольном направлении — перемещением машины; в поперечном направлении — смещением осей выходных валов редукторов кареток.

Комментарии запрещены.