Подвесные канатные дороги в строительстве

Подвесные канатные дороги являются специальным видом транспорта, при котором грузы транспортируются в вагонетках по канатам на значительные расстояния (от нескольких сот метров до нескольких километров и даже десятков километров).

Такого типа дороги позволяют перекрывать значительные пролеты (500 м и более) и преодолевают большие уклоны (до 45%), что ставит их в условия, почти «е зависимые от рельефа местности.

Они позволяют также транспортировать грузы по кратчайшей трассе в горных районах, через водные преграды, железнодорожные пути, автомобильные дороги и другие препятствия.

Канатные дороги не требуют сооружения мостов, производства земляных работ, их работа не зависит от снегопада. Они дают возможность автоматизировать погрузочные и разгрузочные операции, что во многих случаях исключает перегрузку, обычно сопутствующую рельсовому или безрельсовому транспорту.

На строительстве гидротехнических сооружений подвесные канатные дороги применяют главным образом для доставки с карьеров заполнителей для бетона и цемента на склады или Непосредственно в бункера бетонных заводов. Этот вид транспорта используется также для отсыпки каменных банкетов зем-. ляных плотин и при закрытии прорана для сброса камня с ветвей канатных дорог, проходящих над руслом реки. Большегрузные канатные дороги при однобережном строительстве могут быть, кроме того, использованы для доставки армоферм, различных материалов, а также готовых сборных железобетонных элементов весом до 10 т.

Особенностью подвесных канатных дорог на гидростроительствах является и то, что они не прекращают работы в период ледохода и ледостава, когда использование других видов транспорта совершенно исключается.

Канатные подвесные дороги разделяют:
1) по числу канатов на:
а) одноканатные, в которых один и тот же канат является несущим и тяговым; б) двухканатные, когда один канат является несущим, а другой — тяговым;
2) по характеру движения вагонеток:
а) с кольцевым движением;
б) с маятниковым движением.

Иногда на строительстве применяют переносные канатные дороги, допускающие быстрый монтаж и демонтаж всего оборудования и перенос его на новое место.

В одноканатных подвесных дорогах вагонетки подвешены на тяговом канате, при помощи которого они и перемещаются между конечными станциями, где автоматически отцепляются и переводятся на рельсовый путь. В дельнейшем они перемещаются по рельсовому пути вручную или самокатом.
Двухканатные подвесные дороги имеют тяговый и несущий канаты. Вагонетки катятся по несущему канату, а приводятся в движение тяговым. На погрузочных и разгрузочных станциях вагонетки отключаются от тягового каната, и дальнейшее их передвижение происходит по рельсовому пути вручную, сомокатом или механизированным способом.

В строительстве широкое распространение получили двухканатные подвесные дороги; они могут иметь большую протяженность с пролетами между опорами до 1000 м. Производительность одной нити такой дороги обычно составляет до 250 т/ч.

Производительность однопутной двухканатной дороги может быть значительно увеличена за счет устройства самостоятельных параллельных линий. Так, для транспортирования заполнителей через Волгу на Куйбышевгидрострое была сооружена трехпутная канатная дорога производительностью до 540 т/ч. Для той же цели на строительстве ГЭС им. XXII съезда КПСС была сооружена четырехпутная дорота производительностью до 900 т/ч.

Однако при применении параллельных канатных дорог снижается их экономичность, поэтому в СССР осваиваются подвесные канатные дороги с производительностью одной нити до 500 т/ч.

В комплекс подвесной дороги входят следующие элементы: погрузочная станция, линия движения, разгрузочная станция, подвижной состав — вагонетки и привод тягового каната.

Погрузочная станция включает приемный бункер 13, загрузочное устройство для вагонеток, жесткий рельсовый круговой обгонный путь, концевые блоки для тягового каната (в зависимости от условий работы дороги), включатель для присоединения тягового каната к вагонеткам и выключатель для его отсоединения. Линия движения имеет опоры, несущие канаты, тяговый канат. Разгрузочная станция включает рельсовый обгонный луть, приемные бункера или открытую приемную площадку и приводную лебедку.

На линии движения несущие канаты обычно располагают на Металлических опорах. В зависимости от местных условий опоры Устанавливают через каждые 100—300 м и более. По одному из канатов идут груженые вагонетки, по второму — порожние. Расстояние между канатами на опорах 2,5—3,0 м. На одном конце несущие канаты закрепляют в специальном фундаменте, а на другом натягивают грузами.

При скорости движения до 1,5 KMJH погрузка и разгрузка вагонетки может быть автоматизирована и осуществляться на ходу; в этом случае обслуживающий персонал лишь управляет соответствующими механизмами и наблюдает за их работой.

По длине канатная дорога разбивается на ряд приводных участков. Длина участка, обслуживаемого одним приводом, обычно не превышает 8—12 км и зависит от производительности и профиля дороги.

В плане канатная дорога обычно представляет прямую линию, соединяющую конечные станции. При необходимости поворота трассы дороги применяются угловые станции. Угловая станция служит пунктом изменения направления дороги. На угловых станциях устанавливаются .приводные устройства, благодаря наличию которых канатная дорога разбивается на самостоятельные участки.

Угловые станции могут быть автоматическими, полуавтоматическими и неавтоматическими. На автоматизированных канатных дорогах все операции, начиная от момента поступления вагонетки в выключатель до момента подачи ее во включатель и выхода на линию, происходят автоматически, по заранее заданному режиму, без участия обслуживающего персонала.

К средствам механизации и автоматизации операций на станциях относятся:
а) механизмы и устройства для загрузки вагонеток — ленточные или пластинчатые питатели, весовые или объемные дозаторы;
б) устройства для передвижения вагонеток по жестким путям, выполняемые в виде самокатных путей или в виде толкающего конвейера;
в) автоматические устройства для выпуска вагонеток на линию через заданные интервалы;
д) устройства для возврата кузова вагонеток в исходное положение.

Автоматические угловые станции обходятся вагонеткой без расцепления с тяговым канатом, который на таких станциях огибает поворотный блок большого (4—6 м) диаметра с плоскими бандажами, допускающими проход зажимов вагонеток, или батарею блоков меньшего диаметра (0,6—1,5 м), расположенных по кривой большого радиуса. Несущие канаты при этом заменяются на кривой рельсами.

При автоматическом обходе вагонеткой отдельных блоков диаметром 3—6 м скорость ее снижается до 0,75—2 м/сек. При обходе батареи блоков небольшого диаметра, расположенных .по кривой большого радиуса (1U—60 м), скорость вагонетки доходит до 2,5—3 м/сек. У полуавтоматических станций проход вагонеток имеется только на одной линии и служит для промежуточной разгрузки, осуществляемой да другой стороне станции. Вагонетки, канатных дорог стандартного типа изготовляют на двух или четырех колесах диаметром 200—300 мм или на четырех колесах, каждая пара которых образует тележку.

Двухколесная вагонетка допускает нагрузку на тележку до 1 т, четырехколесная — до 2—2,5 г. Для насыпных грузов применяют вагонетки с опрокидывающимися кузовами; для штучных грузов они снабжаются платформой.

Основными частями вагонетки являются ходовая тележка, подвеска, кузов и зажимной аппарат (замок).

От опрокидывания кузов удерживается рычагом. Ось вращения кузова смещена относительно его средней оси, вследствие чего при набегании на аншлаг (упор в узлах разгрузки) рычаг откидывается и кузов опрокидывается. Возвращение кузова в рабочее положение производят вручную или посредством противовеса, расположение и вес которого выбираются с таким расчетом, чтобы опрокидывающий момент при разгруженной вагонетке был больше восстанавливающего, а при порожней вагонетке—меньше.

В четырехколесных вагонетках каждая тележка шарнирно закреплена на раме и имеет возможность самоустанавливаться, чем достигается равномерное распределение нагрузки на все колеса.

Вес рамы и кузова вагонетки передается через тягу на рычаг, и канат зажимается.

Приводы тягового каната могут быть следующих типов:
а) нормальные многожелобчатые, имеющие одну или несколько приводных канавок, которые последовательно огибаются тяговым канатом;
б) уравнительные, состоящие из ряда одножелобчатых блоков, соединенных между собой дифференциалами, что позволяет каждому блоку вращаться с разной скоростью и обеспечивает выравнивание окружных скоростей независимо от диаметра приводных блоков;
в) специальные с повышенной силой сцепления.

В качестве несущих канатов применяют спиральные канаты одинарной свивки открытого, закрытого или полузакрытого типов. Эти канаты состоят из толстых проволок толщиной 3— 6 мм,, имеют гладкую и плотную поверхность и хорошо сопротивляются поперечному сжатию.

В качестве тяговых применяются канаты параллельной свивки с одним пеньковым сердечником обычно из шести прядей по 7 или ’19 проволок толщиной 1—2 мм.

Канатные дороги обычно обслуживаются синхронными электродвигателями переменного тока или шунтовыми постоянного тока, что обеспечивает постоянную скорость движения вагонеток при различных режимах загрузки.

Скорость вагонеток зависит от способа обхода концевых станций и принимается для дорог без автоматического обхода 2,5—3,0 м/сек. и при автоматическом обходе 1,5—1,75 м/сек.

Интервал времени поступления вагонеток составляет в среднем 30—50 сек и зависит от способа загрузки и обгона вагонеток. Расстояние между вагонетками в среднем 50—150 м. Для поддержания на линии необходимого интервала между вагонетками устанавливают дистанциометр. По истечении времени, равного интервалу между вагонетками на линии, специальные контакты дистанциометра замыкают цепь и передают сигнал для включения откаточного устройства.

В процессе эксплуатации канатных подвесных дорог систематически ведется надлежащая документация, в которой отображаются работа дороги и ее основные показатели.

Комментарии запрещены.