Бетоноотделочная машина Д-182А

Бетоноотделочная машина Д-182А предназначается для разравнивания, уплотнения и выглаживания поверхности цементобетонного слоя, уложенного распределителем цементобетона Д-181А. Она имеет четыре рабочих органа: вибробрус для предварительного разравнивания и уплотнения, трамбующую доску для окончательного уплотнения, разравнивающий брус 8 для окончательного выравнивания поверхности и выглаживающую ленту для сглаживания мелких неровностей и окончательной отделки поверхности цементобетонного покрытия.

Вибробрус и разравнивающий брус имеют впереди боковые открылки, предназначенные для сгребания бетонной массы с рельсформ внутрь строящейся полосы между рельсформами.

Все эти рабочие органы смонтированы на сварной раме, движущейся по. рельоформам на четырех ходовых колесах. Сверху на раме установлен двигатель с трансмиссией и рычагами управления.

Для полной отделки бетона требуется 2—3 прохода бетоно- отделочной машины по одному месту, т. е. по свежеуложенному распределителем цементобетона Д-181А бетону.

Бетоноотделочная машина может уплотнять цементобетонный слой толщиной до 20 см.

Вибробрус устанавливают на высоте с таким расчетом, чтобы после первого прохода машины уровень бетона был выше поверхности рельсформ на 1—1,5 см. Высота установки разравнивающего бруса принимается па 0,5 см ниже, чем вибробруса. Благодаря этому оба бруса при работе лежат свободно на поверхности бетонного слоя, не касаясь рельоформ, и воздействие брусьев целиком воспринимается бетоном, а рельсформы служат лишь боковой опалубкой и направляющими для колес машины.

В месте прохода болтов верхний лист усилен планками.

Изменяя положение болтов, устанавливают положение поддона относительно бруса, соответствующее заданному поперечному профилю бетонной полосы. Таким образом поверхности полосы придается двусторонний уклон в ту и другую сторону для стока воды.

Спереди к брусу приболчен изогнутый передний лист с вложенным внутрь дубовым брусом, предохраняющим его от деформаций. Лист состоит из секций, которые можно переставлять по высоте на продольных отверстиях под крепежными болтами соответственно профилю строящейся полосы дороги.
Лист служит полозом, помогающим поддону подмять под себя лежащий впереди слой бетона. Излишки бетона накапливаются в виде призмы волочения перед листом и перемещаются им впереди машины аналогично работе отвала бульдозера.

На поддоне укреплены вибраторы, возбуждающие колебания (вибрацию) поддона, а вместе с ним и остальных элементов бруса. Для вибробруса ‘бетоноотделочной машины применено пять электровибраторов И-7.

Для привода электродвигателей вибраторов служит генератор трехфазного тока, работающий от двигателя машины. Генератор вырабатывает трехфазный ток напряжением 220 в. Для электродвигателей вибраторов требуется ток напряжением 36 в, поэтому на бетоноотделочной машине установлен трансформатор, снижающий напряжение тока генератора до 36 в.

Ток от генератора подводится к трансформатору бронированными проводами, а от трансформатора к электродвигателям вибраторов — гибкими кабелями.

Кроме вибрации, вибробрус совершает качания в горизонтальной плоскости поперек хода бетоноотделочной машины, что способствует лучшему разравниванию бетона. Качания совершаются с амплитудой 180 мм при частоте 31—45 двойных качаний в минуту и осуществляются при помощи шатунно*-кривошипного механизма. Шатун этого механизма соединяется с проушиной скалки, помещающейся во вкладышах втулок боковых стенок бруса.

Разравнивающий брус бетоноотделочной машины сконструирован подобно вибробрусу, но не имеет вибраторов. Он совершает такие же качательные движения, как и вибробрус, и с такой же частотой.

Трамбующая доска изготовляется из твердых пород древесины (предпочтительно дуба) и усиливается накладками из листовой стали. Она имеет по концам вырезы снизу, которыми охватывает рельсформы.

Трамбующая доска подвешивается к раме машины на листовых плоских рессорах и может подниматься и опускаться рычажным механизмом.

Посредине трамбующей доски размещен вал с двумя дебалан- сами, приводимый во вращение при помощи клиноременной и цепной передач и карданного вала.

При вращении вала с дебалансами доске сообщаются вертикальные колебания, и, ударяя по поверхности бетона, она уплотняет уложенный слой. Доска трамбует бетон с частотой 302 удара в минуту.

Выглаживающая лента бетоноотделочной машины изготовляется из прорезиненной ткани и имеет ширину 400 мм при толщине 5—6 мм. Лента натягивается на рамку, сваренную из труб, и подвешивается на задней балке рамы машины.

Рамка вместе с лентой совершает возвратно-поступательные горизонтальные движения с частотой 31—45 ходов в минуту. Двигает ленту шатунно-кривошипный механизм, приводимый цепной передачей от кривошипного вала вибрационного и разравнивающего брусьев. Подъем ленты и ее опускание в рабочее положение осуществляются оператором вручную.

От двигателя через муфту оцепления и соединительную муфту вращение передается редуктору, от первичного вала которого сдвоенной цепной передачей приводится во вращение генератор. Вал генератора соединен с валом цепной передачи фрикционной муфтой, позволяющей выключать его- из работы. Переключают муфту рычажным механизмом.

Вторичный вал редуктора соединен с коробкой привода рабочих органов. Первая пара зубчатых передач коробки коническая, остальные пары — цилиндрические. В коробке имеются три пары переключаемых цилиндрических шестерен, включение которых в работу обеспечивает три различные скорости горизонтальных качаний брусьев и ленты в пределах от 31 до 45 качаний в минуту.

Вал привода механизма качания ленты и кривошипный вал привода качания брусьев приводятся цепными передачами от выводного вала коробки. Кривошип вала может выключаться из работы кулачковой муфтой. Оба кривошипных вала прекращают вращение при выключении из зацепления подвижных шестерен коробки, поэтому качания брусьев при неподвижной ленте возможны, а качания ленты при неподвижных брусьях невозможны, что соответствует условию работы ленты только при заключительном проходе машины.

От раздаточного вала коробки приводится масляный насос и вал вибратора трамбующей доски привод перзого осуществляется клинораменной передачей, привод второго — клиноременной и цепной передачами. Цепная передача может отключаться фрикционной муфтой, в связи с чем вращение вала с дебалансами, а следовательно, и колебания трамбующей доски на рессорах могут производиться или прекращаться оператором в зависимости от потребности их в работе.

Масляный насос работает постоянно при включенном сцеплении двигателя и подает через распределитель масло под давлением в цилиндры, поднимающие брусья (вибрационный и разравнивающий) в нерабочее положение. Брусья опускаются в рабочее положение под действием их собственного веса, причем масло выжимается плунжерами из цилиндров и через распределитель перетекает в бак.

Коробка перемены передач ходовой части машины связана с коробкой соединительной муфтой. На первом валу коробки посажена коническая шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с коническими шестернями вала реверса, на внешних хвостовиках которого смонтированы муфты реверса. Конструкция муфт реверса одинакова с одноименными муфтами коробки передач распределителя Д-181А.

В коробке имеются три пары переключаемых шестерен, обусловливающие получение трех различных передач: кроме того, во внешней зубчатой трансмиссии имеются еще две пары шестерен, переключаемых кулачковой муфтой. Комбинация этих передач обеспечивает движение машины на шести различных скоростях как вперед, так и назад. Для движения вперед или назад необходимо включить одну из муфт реверса.

Вал 19 цепными передачами 20 передает вращение ходовым колесам 2 обеих сторон машины. В отличие от распределителя цементобетона бетоноотделочная машина имеет четыре ведущих колеса. Так же как и у распределителя цементобетона, вал 19 бетоноотделочной машины состоит из семи отдельных частей, связанных соединительными и фрикционными уравнительными муфтами 16\ последние сходны по конструкции с одноименными муфтами распределителя цементобетона и имеют одинаковое с ними назначение. Ленточные тормоза ходовых колес бетоноотделочной машины также одинаковы с тормозами ходовых колес распределителя цементобетона.

Ходовые колеса бетоноотделочной машины и распределителя цементобетона имеют двусторонние скребки, очищающие колеса от налипающего бетона. Эти скребки прижимаются к колесам спиральной пружиной.

При движении бетоноотделочной машины вперед разравнивающий и вибрационный брусья испытывают сопротивление от трения по бетону, отжимающее их назад по ходу. Для воспринятая этого усилия и облегчения поперечных качаний брусьев каждый из них опирается на два опорных ролика, прикрепленных державками к раме машины.

При работе на бетоноотделочной машине оператор устанавливает скорости поступательного движения и частоту качаний брусьев и ленты соответственно заданию, выданному ему для работы на данном виде бетонного покрытия. Отступление от задания может привести к браку покрытия, ликвидация которого потребует большого количества дополнительных работ по разрушай нию и уборке уложенного бетона.

При переключениях передач коробки оператор должен выключать муфту сцепления двигателя, а при переключениях переИ дач коробки ставить рычаг муфт реверса в нейтральное положение. При переключениях кулачковой муфты кривошипа качаний ленты оператор также должен выключать муфту сцепления двигателя. При переключениях кулачковой муфты передач к валу оператор должен ставить в нейтральное положение рычаг переключения муфт реверса.

На хвостовике вала посажена ведущая полумуфта, а па хвостовике вала — ведомая полумуфта, состоящая из поводковой полумуфты и стального пружинящего кольца, облицованного фрикционной обкладкой. На ступице поводковой муфты помещается эксцентриковая шайба с прикрепленным к ней шкивом ленточного тормоза ходовых колес. На эту шайбу опираются ролики разжимных рычагов, шарнирно соединенных с ушками пружинного кольца и стянутых общей подковообразной серьгой. Стальное кольцо разжимается стальной пружиной, благодаря чему фрикционная обкладка прижимается к ободу муфты и за счет трения воспринимает крутящий момент.

Вал с полу муфтой приводится во вращение от двигателя. При увеличении момента сопротивления на ходовых колесах муфта буксует, так как при определенной затяжке пружины ее обкладка может передать лишь крутящий момент определенной величины; это защищает от поломок всю цепь передач от двигателя к ходовым колесам.

Если ходовые колеса с одной стороны машины остановятся благодаря случайному препятствию, то остановятся вместе с валом тормозной шкив и эксцентриковая шайба. При этом шайба, воздействуя на ролики, разведет нижние концы рычагов и сожмет пружину; пружинное кольцо сожмется и выведет обкладку из зацепления с ободом полумуфты. Привод на колеса вследствие этого выключается.

То же произойдет и при торможении шкива тормозной лентой. Внезапное торможение колес может производиться без выключения реверса и муфты сцепления двигателя.

Комментарии запрещены.