Правильный учет дорожных условий
Для объективной регистрации дорожных условий автором разработаны широко доступные способы определения технических характеристик элементов автомобильных дорог. Оценку дорожных условий предложено производить путем несложных измерений с использованием оригинальных приборов, с применением разработанных графиков и номограмм. Дорожные условия при регистрации в учетных карточках следует разделять на причины транспортных происшествий и на факторы, способствующие их возникновению.
Правильный учет дорожных условий при регистрации транспортных происшествий позволит более объективно назначать и внедрять мероприятия по повышению безопасности движения.
В процессе многолетних наблюдений за состоянием дорожных одежд из местных известняков-ракушечников, проводимых автором под руководством доцента В. А. Кейльмана, установлено, что критерием прочности является не только упругий прогиб одежды под действием подвижной нагрузки, но и кривизна чаши прогиба поверхности покрытия, характеризующаяся ее радиусом.
На одном из участков исследуемых дорог в первый и третий год эксплуатации на контрольных створах весной были сняты кривые чаши прогиба поверхности дорожной одежды, по которым определена кривизна чаши прогиба.
Радиус кривизны поверхности одежды в пределах зоны прилегания колеса испытательного автомобиля определялся по приближенной формуле: как частное от деления квадрата расстояния от центра отпечатка спаренных колес до рассматриваемой точки (принято 25 см) на удвоенную разницу между прогибами под центром колеса и в данной точке.
По данным расчетов, радиус кривизны чаши прогиба в первый год эксплуатации равен 208 м., на третий год эксплуатации — 348 м.
Сопоставление состояния одежды на участках с меньшими и большими значениями радиусов кривизны показало, что в первом случае имеет место разрушение дорожной одежды вследствие появления критических растягивающих напряжений, вызывающих трещинообразование. Во втором случае никаких признаков разрушения нет. Таким образом, в первые три года эксплуатации нежестких дорожных одежд из известняков-ракушечников необходимо ограничение нагрузок, которое исключало бы в составе грузопотока наличие транспортных средств с удельным давлением на поверхность одежды 5 кг/см2 и более-