Рыхлитель Д-162А

Рыхлитель Д-162А работает в прицепе к гусеничному трактору С-80. Основной частью рыхлителя является тяговая рама, соединяющаяся с буксирной скобой трактора сцепным устройством, одинаковым с прицепным устройством прицепа Д-179А. Тяговая рама подвешена к подъемной раме на полуосях. Подъемная рама опирается на ходовые колеса из верхней части имеет обойму блоков подъемного полиспаста; вторая обойма блоков полиспаста приварена к тяговой раме.

На задней части рамы сверху расположен балластный ящик, а снизу установлены съемные рыхлительные зубья со сменными башмаками. Балластный ящик, заполненный песком, увеличивает вес рыхлителя и облегчает заглубление зубьев в грунт. Башмаки изготовляют из износостойкой стали; они предохраняют рыхлительные зубья от истирания о грунт.

При наматывании каната на барабан лебедки обойма подъемной рамы подтягивается к обойме тяговой рамы; при этом подъемная рама поворачивается на полуосях и, опираясь на ходовые колеса, поднимает тяговую раму, выглубляя рыхлительные зубья из грунта и поднимая их в транспортное положение.

При переездах на короткие расстояния, например с одного рабочего участка на другой, тяговая рама удерживается в транспортном положении натяжением канатов полиспаста 5. Для переездов на большие расстояния (3—5 км и более) тяговая рама соединяется с подъемной рамой болтом, закладываемым в отверстие стойки подъемной рамы, совпадающее с отверстием проушины тяговой рамы. Благодаря этому канатный полиспаст может быть ослаблен и лебедка освобождается от нагрузки.

Если объем рыхлительных работ невелик, рыхлитель прицепляется к трактору С-80, оснащенному двухбарабанной лебедкой Д-148В. Один барабан лебедки используется для управления рыхлителем, а другой для управления бульдозером, который может быть навешен на этот же трактор спереди.
При большом объеме рыхлительных работ рыхлитель используют постоянно. В этом случае его оснащают специальной ручной лебедкой, не производя никаких изменений в узлах и механизмах.

Ручную лебедку крепят на передней части тяговой рамы рядом с нижней обоймой полиспаста. Подъем рыхлителя осуществляется вращением вручную рукоятей лебедки.

Канат с барабана лебедки последовательно проводится по блокам обойм подъемной и тяговой рам и конец каната закрепляется клином в скобе, приваренной к обойме подъемной рамы. Излишек каната наматывается на катушку 4 и служит в качестве запаса на случай обрыва в работе. Так образуются четыре ветви рабочего полиспаста, которые вместе с ветвью создают усилие, необходимое для подъема рыхлителя в транспортное положение и для удержания его в заданном рабочем положении.

Блоки обойм полиспаста рыхлителя конструктивно не отличаются от блоков обойм кустореза.

Тяговая рама рыхлителя представляет собой Т-образную конструкцию, сваренную из стального листового проката. В передней части дышла вварены диафрагмы с отверстиями, в которых монтируется шкворень сцепного устройства. Сверху на дышле.приварены обойма блоков и проушина для крепления подъемной рамы в транспортном положении.

Полуоси зажимаются в цапфах болтами, стягивающими прорезь цапфы.

Устройство ступиц колес рыхлителя и их посадка на полуосях идентичны устройству ступиц передних колес тракторного прицепа Д-179А, только вместо дисков с пневматическими шинами здесь к ступице привариваются диски с ободом.

Эксплуатация. Грунт рыхлят на 1 и 2-й передачах коробки перемены передач трактора. В зависимости от желаемой степени рыхления, а также и от крепости грунта на платформе устанавливают 2, 3 или 5 зубьев. Чем плотнее грунт, тем меньше зубьев должно быть поставлено на платформе тяговой рамы.

Рыхлителем Д-162А можно также рыхлить мерзлые грунты и взламывать старые асфальтобетонные покрытия. В зависимости от глубины промерзания грунта или от толщины асфальтобетонного слоя на платформе тяговой рамы рыхлителя устанавливают один или два рыхлящих зуба.

Зубья необходимо устанавливать на платформе симметрично относительно продольной оси машины, для того чтобы избежать боковых нагрузок.

Глубина рыхления устанавливается опусканием тяговой рамы. В твердые, плотные и мерзлые грунты зубья врезаются с трудом. Для лучшего заглубления зубьев в балластный ящик следует добавлять балласт. Однако во избежание перегрузки машины балластный ящик надо наполнять вровень с краями ящика, но не более.

Рыхлитель не приспособлен для корчевания пней, корней и камней, так как выкорчеванные куски древесины или камня попадают в пространство между зубьями и колесами, а удалить их можно только ломом или топором, что весьма трудоемко и вызывает длительные простои машины.

Обычно рыхлители Д-162А двигаются петлеобразно по полосе строящейся дороги, что обеспечивает лучшую проработку разрыхляемого участка, так как при этом осуществляется перекрытие смежных проходов.

Поворачивать рыхлитель при зубьях, погруженных в грунт,, затруднительно. Поэтому при работе с тракторной лебедкой Д-148В перед поворотом следует выглублять зубья из грунта. При работе с ручной лебедкой на выглубление зубьев требуется 4—5 мин. Поэтому чтобы не тратить лишнее время на выглубление зубьев, рыхлитель следует поворачивать без подъема тяговой рамы. Для таких поворотов требуется площадка в конце прохода размером не менее 20×20 м, так как радиус поворота рыхлителя с опущенными зубьями составляет 8—10 м.

Водитель трактора, работающего с рыхлителем, должен следить за работой трактора и не перегружать его во избежание повышенного износа механизмов. Необходимо установить такую величину погружения зубьев в грунт, при которой трактор двигался бы без задержек и вынужденных остановок.
Двигаться с места надо при уменьшенном заглублении зубьев, так как иначе требуются резкие включения главного сцепления трактора для начала движения, что всегда перегружает как трактор, так и рыхлитель и приводит к поломкам последнего.

При крутых поворотах водитель должен следить за тем, чтобы не задевать гусеницами за дышло тяговой рамы рыхлителя, что может привести к серьезным поломкам обеих машин.

Высокая производительность трактора с рыхлителем зависит от уменьшения потерь времени на вспомогательные операции — повороты, выглубление и заглубление зубьев, вынужденные остановки из-за чрезмерной глубины погружения зубьев и т. п. Поэтому водитель должен максимально удлинять обрабатываемые участки между поворотами, выбирать для поворотов удобные площадки, следить за нормальным заглублением зубьев и избегать вынужденных остановок из-за перегрузки машины.

Комментарии запрещены.