Творческая мысль инженеров

В ходе работ нам приходилось все время теснить Ангару и в последней стадии пропустить ее, имеющую выше Падунского сужения пятикилометровую ширину, через шесть донных отверстий в теле плотины шириной всего лишь в 72 м. Надо было через созданные сооружения пропускать также и лед. Удалось сделать так, что сама Ангара перемалывала лед на Падунских порогах. А перекрытие реки прямо со льда в марте 1957 г. и со специально построенного моста в июне 1959 г.? И тот и другой способ применены в отечественном гидростроепии впервые. Сама жизнь толкала нас на изобретательность, заставляла искать наиболее рациональные методы строительства.

Расскажу о первом перекрытии Ангары.

Проектом было предусмотрено: производить работы по устройству перемычек котлована первой очереди — в летнее время, с наплавного моста. Однако мы хорошо понимали: с основными сооружениями затягивать никак нельзя.

Стройку могли пустить, что называется «на подсос», когда финансирование растягивается на добрый десяток лет: объектов много, неизвестно, какой окажется важнее. Надо помочь решению вопроса своими силами.

Собрали технический совет стройки. Кабинет Арона Марковича Гиндина, главного инженера Братскгэсстроя.

Кажется, никогда здесь не было так тесно.

Тут и проектировщики, и участники стройки, и автомобилисты, и механизаторы.

— Давайте, ребята, думать, — говорит главный инженер.

— Упустим время, не успеем насыпать перемычки, влезем со льдом в зиму.

Не удастся откачать котлован до ледостава — придется лед черпать. — Имейте в виду, вы идете на авантюру, возражает ему представитель московского Гидроэнергопроекта Н. Ф. Шапошников, — риск огромен.

Потопите механизмы, людей. Риск действительно был немалый.

Могло получиться так: прорежем лед поперек реки, начнем отсыпать камень в эту прорезь, лед поднимется и тогда… Не хотелось даже мысленно представлять себе эту страшную картину: движется лед, а на нем люди, механизмы.

— Этого бояться не нужно.

Проектировщиками было запроектировано вести отсыпку банкета равномерно по всей длине. А чем, если разобраться, это угрожает?

— Это угрожает тем, — подхватил эту мысль инженер технического отдела, — что соответственно будет сдвигаться поле по всей длине. Нужно реке «спутать карты» — вести отсыпку локальными островками до выхода из воды.

Эти островки явятся как бы бычками-упорами для ледяного поля. Оно и не двинется.

Так считаем мы.

Комментарии запрещены.

Контакты

Контактные телефоны:

(044) 837-96-58 (приобретение грузовой авто- и спецтехники)

(044) 837-78-22 (оптовая реализация запасных частей)

(044) 837-36-17 (сервисный центр)