Шумихинский створ

Страсти разгораются. Мнения явно склоняются в сторону москвичей. Но вот выступает первый секретарь Красноярского крайкома А. А. Кокарев.

Он сообщает о том, что в краевом комитете тоже было много споров на эту тему. Мнение специалистов: основание для сооружения такой мощной плотины, как плотина Красноярской ГЭС должно выбираться надежно.

И это главное. Более того, изыскания новых материалов, связанные с возведением плотины на слабой скале, потребуют дополнительного времени, что затормозит проектирование и строительство.

Удорожание стоимости гидроузла тоже не мелочь.

«Мы за Шумихинский створ».

В итоге всех дискуссий было решено окончательно: строить Красноярский гидроузел в Шумихинском створе.

День и ночь идут к реке самосвалы, груженные речной скалой, гравием и грунтом.

В карьерах гремят взрывы, тяжело разворачиваются экскаваторы. Метр за метром растет насыпь в длину и в высоту, превращаясь в серьезную преграду для реки.

И вот осенний холодный Енисей почти до середины запружен.

После верховой перемычки появились продольная и низовая. Затем котлован откачан, и в нем начаты работы.

Но до того как эти работы были завершены, строителям пришлось немало натерпеться от суровых природных условий, в которых приходилось буквально отвоевывать каждый сантиметр будущего основания бетонной плотины.

Зима 1959/60 г. Енисей неожиданно рано «остановился» — в ночь на шестое ноября. А строители с перемычками не поспели до ледостава.

Как рассказывал потом опытный гидростроитель В. И. Гладун, непосредственный участник этих событий — «не успели выйти из воды». Верховую насыпали, а низовую не успели.

Лед толщиной полтора — два метра, так что приходилось его отбивать, чтобы проникнуть внутрь и отсыпать перемычку уже в проран.

У открытой воды туман, ничего не видно.

Льдину отобьют багром, под лед загонят, а она тут же примерзает, не уходит.

Стали оттаскивать льдины трактором в сторону.

Но от тяжести вытащенных наверх ледовых «карт» ледяной покров стал оседать.

Выступала вода.

Резиновые сапоги покрывались коркой: не согнуть ногу. И никто людей не заставлял работать в такие морозы.

Было сознание: не успеем возвести низовую и продольную перемычки до ледохода, Енисей разрушит возведенные сооружения.

Комментарии запрещены.

Контакты

Контактные телефоны:

(044) 837-96-58 (приобретение грузовой авто- и спецтехники)

(044) 837-78-22 (оптовая реализация запасных частей)

(044) 837-36-17 (сервисный центр)