Решение проекта

До конца 1941 г. я находился в специальном батальоне по строительству оборонительных рубежей. Затем меня направили в Ташкент.

В этот период в Среднюю Азию прибывало много оборудования, эвакуированного с предприятий западных областей страны. Здесь нужно было создавать новые заводы и фабрики, выпускать много продукции, необходимой фронту, в частности, надо было наладить производство мин и патронов.

Для нормальной работы этих предприятий нужно было большое количество электрической энергии. Предстояло быстро создать десятки новых электростанций, разместить на них энергооборудование, которое прибывало с Кольского полуострова, с Волховской ГЭС и других станций, ранее работавших в западной части страны.

Положение было исключительно напряженным, люди работали не жалея сил. «Все для фронта, все для победы!

» — этот призыв вдохновлял тогда всех нас. Вспоминаю, как с Украины прибыло оборудование кабельного завода. Это было зимой; морозы доходили до 10 градусов.

Несмотря на это, все станки были срочно разгружены и тут же установлены прямо на открытом воздухе, недалеко от Ташкента.

Производство кабеля началось немедленно, и только потом возвели степы и настелили крышу. Для развития энергетики надо было сооружать электростанции.

Дело осложнялось тем, что вначале здесь не было опыта рабочего проектирования.

Затем удалось создать довольно крупное подразделение по рабочему проектированию Гидроэнсргопроекта в Ташкенте.

Я был назначен управляющим и главным инженером. Одновременно я преподавал в Средне-Азиатском институте ирригации; сначала был доцентом, потом профессором на кафедре гидроэнергетики.

Занят был свыше меры, но в период войны так работали все. Большим удовлетворением для меня был первый выпуск моих учеников.

Они сразу пошли работать на скоростные стройки.

Жизнь была исключительно тяжелой, но с каждым годом становилась радостнее. Наша доблестная Армия громила врага на всех участках фронта от Кольского полуострова до берегов Черного моря.

Комментарии запрещены.