Работы по ликвидации аварии

Верхние 87 м проходили способом замораживания с поверхности. Скважины (30 основных и 4 дополнительные, расположенные по окружности диаметром 9,76 м) бурили станком «Фэйлинч-2500» с непрерывным замером искривления прибором фирмы «Сперри-Сан». Замораживающие колонки монтировали из труб диаметром 76,2 мм, питающие трубы — пластмассовые, диаметром 38,1 мм. Холодильная установка состояла из трех аммиачных компрессоров производительностью по 49 т льда в сутки (примерно по 250 тыс. ккал/ч) с двигателем мощностью 75 л. с. Вода для охлаждения конденсаторов подавалась из искусственного водоема. В качестве рассола применяли раствор хлористого кальция с удельным весом 1,25 г/см3. Его циркуляция осуществлялась двумя насосами производительностью 135,6 м3/ч каждый при общем напоре 18 м, причем 6 м напора приходилось на конденсатор.

Замораживание пород производилось в интервале 36-87 м. Породы верхней толщи мощностью 36 м (сухие) не замораживали.

Первоначальная температура рассола была -15° С, после 30 суток работы холодильной установки она понизилась до — 16,7° С. Проходка ствола была начата сразу после того, как приступили к замораживанию. Когда ствол был углублен до первого водоносного горизонта (на глубину 36 м), ледопородное ограждение имело достаточную толщину.

Для предотвращения повреждения замораживающих труб взрывные работы в стволе вели с большой предосторожностью.

Ствол крепили бетоном, толщина крепи составляла 45,7 см. На стыках заходок между звеньями укладывали резиновые прокладки, что, по мнению производителей работ, должно увеличить водонепроницаемость крепи. Холодильная установка работала до тех пор, пока не были пройдены водоносные породы и произведена углубка ствола на 6 ж в сухие сланцы.

Оттаивание ледопородного ограждения производилось естественным путем. Стоимость 1 ж ствола составила 1885 долларов.

Работы по проходке 87 ж вели с июня 1957 г. по январь 1958 г., в том числе 2 месяца были затрачены на бурение скважин, месяц — на замораживание пород и 5 месяцев — на проходку со средней скоростью 17, 2 ж в месяц.

Комментарии запрещены.