Промышленные предприятия

Вышел со двора старик и спрашивает: «Вы в самом деле решили закрыть Ангару плотиной? Ничего у вас не выйдет, человеку не дано одолеть ее». Через шесть лет я нашел этого старика и привез на место перекрытия.

Дед просидел на наплавном мосту 32 часа и грустный уехал домой.

Через пять месяцев мы опять встретились с дедом. Он присутствовал в числе почетных гостей на пуске первого агрегата Иркутской ГЭС. Вместе с нами торжествовал он по случаю пуска ГЭС. Тяжелы были условия строительства.

Впервые в истории отечественной гидротехники строилась ГЭС в далекой Сибири.

Отсутствие опыта производства работ в зимнее время сказалось на ходе строительства.

Во время холодов стройка словно замирала.

Начался коллективный поиск.

Экскаваторщики обнаружили, что прикрытый суглинком древний аллювий сохраняется зимой в рыхлом состоянии и, будучи сухим, не смерзается, а вынутый драглайнами из котлована ГЭС, из-под воды промерзает в отвалах не более чем на 1,5 м. Основная масса его остается талой и легко поддается разработке экскаваторами. Так был открыт способ производства земляных работ на плотине зимой.

Летом из-под воды заготовлялось по 2-3 млн. м3 аллювиальных грунтов.

Их влажность автоматически доходила до 8%, а температура до +12°С, что позволяло в любые морозы укладывать их в плотину. Это было первое коллективное открытие на нашей стройке.

За ним последовало второе: укладка суглинка зимой в воду.

А затем день за днем рождались способы производства работ зимой, складывались технические условия Ангаргэсстроя. На строительстве Иркутской ГЭС был открыт и использован опыт зимнего сухого сортирования гравийно-песчаной смеси.

В дальнейшем он широко применялся на Братскгэсстрое и на строительстве Вилюйской ГЭС. Там же были созданы безвибрационные грохоты, с помощью которых удалось решить проблему зимнего сортирования, и еще многое-многое другое.

Комментарии запрещены.