Огромные разрушения

Конечно, в те дни главные силы бюро были направлены на приспособление завезенного с электростанций западных областей оборудования для работы в новых условиях. Трудились днем и ночью.

И все же работники бюро, в основном пожилые люди, находили время и силы для расчетных и конструкторских работ по новым турбинам будущей энергетики.

Когда Ленинградский и Харьковский турбинные заводы начали подготовку к производству, техническая документация по новым конструкциям уже была подготовлена. Оба турбинных завода сильно пострадали, как, впрочем, и большинство заводов, находившихся в зоне оккупации или прифронтовой полосе.

Флагман турбостроения Ленинградский металлический завод перенес много бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов.

Некоторые цехи и хозяйственные сооружения были частично разрушены, почти все здания стояли без стекол, отопление не работало, сильно пострадали водопровод и канализация.

Больше половины станочного оборудования было вывезено с завода, оставшиеся станки, всю блокаду проработавшие с предельной нагрузкой, требовали капитального ремонта.

Вместе с восстановлением завода следовало реконструировать его для выпуска современных турбин. Это была трудная задача, если учесть нехватку кадров.

К концу блокады на заводе осталось мало старых, кадровых рабочих и инженеров, многие из них умерли во время голодных блокадных дней, часть ушла в армию, некоторые уехали для организации производства турбин на востоке.

С помощью правительства и ленинградских партийных организаций удалось вернуть на завод почти тысячу человек, многие, пришедшие из армии, были инвалидами. В апреле 1944 г. вернулось из эвакуации конструкторское бюро паровых турбин.

Из-за недостатка инженерных кадров в цехах часть конструкторов стала технологами и непосредственными работниками производства. Это укрепило производственные службы завода, позволило с успехом реализовать конструкторские решения, подготовленные еще во время эвакуации на Урале.

Комментарии запрещены.