Объемистые записки

За ней придут новые. И наша огромная беда, что нет у нас нового перспективного плана — второго плана ГОЭЛРО.

Сколько мы наделали из-за этого ошибок.

Пусть наши работы по перспективному планированию хотя бы частично освещают пути будущего развития электрификации, помогают двигаться вперед.

Уже тогда была ясна задача перемещения развития производительных сил на восток.

Были начаты изыскания и подготовка к проектированию электростанций на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Уже тогда обсуждались проблемы, связанные со строительством сверхмощных ГЭС на Ангаре, Иртыше, Енисее.

В более конкретной форме тогда обсуждалось строительство каскада ГЭС на Волге, рассматривались разные варианты первоочередных строительств (как мы тогда называли «Проблема Большой Волги»), широко велись работы по Урало-Кузнецкому комбинату — «Проблема УКК». Интересно напомнить, что уже в начале 30-х годов мы изучали вопрос о сооружении гидроаккумулирующих станций.

В материалах второй пятилетки была сформулирована не только идея концентрации единичных мощностей агрегатов и станций, повышения параметров и применения высокого давления, но и необходимость перехода на блочное строительство и ряд других проблем, которые были решены через много лет. В начале 30-х годов велась работа по проблемам Единой энергосистемы.

Помню, с каким живым интересом была встречена брошюра Б. Г. Кузнецова «Единая высоковольтная сеть », дававшая один из вариантов развития объединенной энергосистемы страны.

Мы провели в Главэнерго ряд совещаний по проблемам ЕЭС, с привлечением крупнейших специалистов (таких как акад.

А. Ф. Иоффе, М. М. Чернышев, С. А. Кукель-Краевский).

Обсуждались вопросы выбора основных трасс линий электропередачи и рассматривался вопрос о сверхвысоких напряжениях линий электропередачи, обеспечивающих переброску больших количеств электроэнергии с востока в европейскую часть. Много других интересных проблем выдвигалось в то время и после ухода Г. М. Кржижановского из Главэнерго.

Тот творческий размах и живую заинтересованность в проблемах будущего энергетики, которые привил нам за время совместной работы Г. М. Кржижановский, навсегда определили наш настрой.

Комментарии запрещены.