Неожиданное препятствие
Слова профессора заставили задуматься. Привлекало и то, что главным инженером Свирьстроя был Генрих Осипович Графтио, один из авторов ГОЭЛРО, руководитель строительства недавно законченной Волховской ГЭС. Работать с Г. О. Графтио было лестно не только для начинающего инженера, но и для крупных специалистов. Решил ехать на Свирь.
В ненастный ленинградский апрельский вечер сел я в жесткий вагон мурманского поезда. Поплыл назад перрон, за сеткой дождя провождающие махали руками из-под зонтов и плащей.
Тускло светилась лампочка, одна на два купе.
Пожилые соседи сразу улеглись.
От волнения спать не хотелось.
Читать при таком свете нельзя, за окном — темнота. Стал вспоминать пройденный путь.
Годы учебы на Тульском вечернем рабфаке и одновременно работа на заводе.
Потом годы студенческие.
Когда же я впервые решил посвятить себя делу электрификации?
Это случилось давно, задолго до поступления в институт, даже раньше поступления на рабфак.
После утверждения плана ГОЭЛРО партия и правительство организовали широкую пропаганду электрификации народного хозяйства. Печатались статьи, брошюры и плакаты, читалось множество лекций.
Молодежь, особенно имевшая отношение к промышленности, была увлечена этой великой идеей. Глубокое, неизгладимое впечатление произвела на молодежь речь В. И. Ленина на III Всероссийском съезде комсомола.
На всю жизнь запали в душу слова.
«Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».
Мне очень хотелось стать таким коммунистом.
Быстро летело время. Вот уже и институт за плечами.
Впереди начало новой жизни. Хотелось ни в чем не уступать инженерам старой школы, стать на уровень самых образованных, самых квалифицированных из них. Эта мысль не давала покоя, побуждала скорее взяться за работу: молодость нетерпелива.
Завтра встречусь с опытными инженерами, завтра встану рядом с такими же, как я, молодыми. Выполню ли я свою роль?
Достаточно ли знаний накоплено? От беспокойных дум заснуть удалось только под утро.
В семь часов утра поезд подошел к стройке.