Коллектив Наркомата электростанций

Это было время не менее трудной и сложной работы, чем в первый период войны. Но теперь мы творили радостное дело восстановления народного хозяйства. Возрождались города, заводы и села, возвращались к созидательному труду люди, перенесшие все ужасы фашистской оккупации.

Нужно было очень быстро перебросить в освобожденные районы людей, технику, материалы и часть вывезенного на восток оборудования. Кабинеты И. И. Долины и мой скорее напоминали перевалочную базу, нежели кабинеты руководителей главка.

Непрерывно прибывали люди, которые тут же получали полушубки и валенки, если это было зимой, или летнюю спецодежду.

Тут же мы связывались с военным командованием и многие из прибывших откомандировывались в части, которые должны были занимать города или районы расположения электростанций и подстанций. Люди располагались у нас в кабинетах на ночлег, ожидая срочного вызова, и нередко ночью в комнатах нельзя было пройти, чтобы не задеть спящих людей.

Правда, и мы больше половины времени были с людьми на местах.

Нужно было спешить, идти вперед вместе с армией. Главная задача не только энергетиков, но и руководства освобожденных областей, которую нужно было решить в первые же дни — это дать электроэнергию.

Без электрической энергии невозможно было откачивать воду из залитых шахт, добывать нужный стране уголь, восстанавливать заводы и дома, пустить водопровод и трамвай, словом, создать минимальные жизненные условия. С первых часов в освобожденных городах и селах рядом с военным фронтом возникал фронт трудовой.

Чтобы обеспечить возможно большую сохранность электростанций, нужно было успеть «занять их во время» и, таким образом, сохранить от разрушений, которые всегда готовили отступавшие фашисты.

Заранее подготовленные группы энергетиков врывались на объект нередко одновременно с воинскими частями и немедленно начинали работы по сохранению и восстановлению его. Таким образом, часто удавалось уберечь предприятия от разрушений специальными немецкими командами, минами замедленного действия. Именно так спасли от полного разрушения плотину Днепровского гидроузла.

Комментарии запрещены.