Из опыта реконструкции морских гидротехнических сооружений на о. Сахалин

Во время оккупации Японией южной части о. Сахалина, в период с 1916 года по 1940 год, было построено около 30 портковшей, предназначенных служить «портовыми базами для судов прибрежного рыболовства или же местами укрытия катеров и пароходов, обслуживающих побережье, а также для разгрузки и погрузки барж и прочих судов». Портковши должны были содействовать развитию рыбных промыслов, морским перевозкам и местной промышленности, они строились с площадью «ограждаемой акватории», в основном, 10-20 тыс. кв. метров при глубине от горизонта наибольшего отлива до 2,7 метра. Побережье южной части о. Сахалин лишено защищенных бухт, берег на всем протяжении крутой, с узкой низменной приурезовой полосой (10-50 метров).

Ограниченное местными условиями, строительство портковшей велось с отступлением от линии уреза в морс и созданием насыпной территории. Причальные и оградительные сооружения на всех объектах строились с применением незначительного количества типоразмеров конструкций; одних и тех же механизмов и методов производства работ.

Указанные особенности строительства позволяли за короткий срок (2-3 года) возводить целый комплекс гидротехнических сооружений общей стоимостью 3-5 млн. рублей. Сразу после освобождения южной части о. Сахалин были приняты меры по обследованию состояния портковшей и по оценке их балансовой стоимости.

При этом большее количество было передано в ведение рыбной промышленности.

В то время в рыбной промышленности основным способом добычи рыбы на о. Сахалин был прибрежный лов малыми судами, и поэтому портковши оказались пригодными к эксплуатации без их реконструкции. Однако в середине 50-х годов начался быстрый рост рыбопромыслового флота, что выразилось в увеличении количества судов и их размеров.

Существовавшие портковши уже не могли принимать новые суда из-за недостаточности глубин и размеров акватории.

Комментарии запрещены.