Вагонетки узкой колеи

Для транспортирования сыпучих материалов в карьерах, на складах и строительствах применяют несколько типоразмеров опрокидных вагонеток.

Вагонетка Т-14 емкостью 0,75 м3 состоит из рамы, на закругленных сверху стойках которой находится кузов, удерживаемый от опрокидывания планкой, отстегиваемой вручную при разгрузке. Рама опирается на подшипники колесных пар. Для сцепления с другими вагонетками служат буфер и сцепное устройство, состоящее из крюка и цепи.

Вагонетка Т-14 может применяться при условии, что она будет загружаться экскаватором с ковшом емкостью не более 0,25 м, так как при загрузке экскаватором с ковшом большей емкости кузов вагонетки может быть помят и разрушен падением большой порции материала, особенно дробленых каменных пород.

Эта вагонетка не имеет тормозов и поэтому может применяться на ровных путях без больших уклонов, при ручной или конной тяге.

Вагонетка Т-89 отличается от вагонетки Т-14 увеличенной емкостью кузова (до 1 м3), усиленными основными узлами — рамой, кузовом, буфером, и сцепным устройством, что позволяет использовать ее в поездных составах с мотовозной тягой и при загрузке экскаваторами с ковшом емкостью до 0,5 м3. Эта вагонетка тормозов не имеет.

Вагонетка Т-123 отличается от вагонетки Т-89 наличием тормозов на ходовых колесах, приводимых в действие ручным винтовым механизмом. Для размещения механизма привода тормозов рама вагонетки Т-123 удлинена по сравнению с рамой вагонетки Т-89. В поездных составах на каждые 3—5 вагонеток Т-89 прицепляют одну тормозную вагонетку Т-123.

Пути для вагонеток собирают из рельсов для узкоколейного транспорта и укладывают на деревянных шпалах. Ширина колеи, т. е. расстояние между внутренними кромками головок рельсов, равняется 750 мм. Наименьший допустимый радиус кривых узкоколейного пути равняется 6 м. Наибольшая скорость движения вагонеток не должна превышать 10 км/час.

Имеются и другие типы опрокидных вагонеток, например вагонетка Т-54 с кузовом емкостью 3 м3, приспособленным для перевозки взорванной скалы с погрузкой экскаватором с, ковшом емкостью до 1 м3. Эта вагонетка отличается от описанных выше устройством кузова и его подвеской на раме. Кузов вагонетки Т-54 имеет плоское дно и откидные боковые стенки, шарнирно подвешенные на торцовых стенках кузова. Дно кузова опирается на три стойки рамы и удерживается от опрокидывания цепными застежками, отстегиваемыми вручную. Оси колес вагонетки вращаются в буксах с чугунными вкладышами. Буксы подрессорены спиральными пружинами.

Благодаря усиленной конструкции узлов и сцепного устройства с буфером, а также рессорной подвеске вагонетка Т-54 может двигаться со скоростью 15 км/час. Тормозов на ходовых колесах вагонетка не имеет.

Рельсовые пути для этой вагонетки имеют ширину колеи 750 мм и укладываются с радиусами кривых не менее 15 м. Вагонетка Т-54 весит 2300 кг.

По прибытии на место разгрузки поезда, составленного из вагонеток узкой колеи, застежки кузовов снимают и опрокидывают кузовы. После разгрузки порожние кузовы вручную поднимают в транспортное положение и закрепляют застежками.

Поезда из вагонеток разгружают вдоль рельсовых путей; материал по мере накапливания необходимо распределять бульдозерами или соответственно отодвигать рельсовые пути.

Комментарии запрещены.