Автогрейдеры, грейдеры

В Советском Союзе, кроме основных магистралей, сооружается разветвленная сеть грунтовых дорог без усовершенствованных покрытий.

Грунтовые дороги строятся обычно в насыпях высотой 0,5— 0,6 м и более, сооружаемых цз грунта, вынимаемого из боковых кюветов глубиной 0,6—0,7 м. Такие дороги нуждаются в периодическом ремонте, который заключается в заравнивании колей и ухабов, образуемых колесами автотранспорта в дождливое время года и при затяжных дождях в летнее время; эта работа называется профилированием дорожного полотна. Кроме того, такие дороги в зимнее время необходимо очищать от снега.

Работы по строительству, профилированию, ремонту и содержанию грунтовых дорог и их кюветов выполняются грейдерами прицепными и самоходными (автогрейдерами).

При строительстве дорог с твердым покрытием грейдеры и автогрейдеры могут выполнять ряд других земляных работ, а именно: возведение насыпей высотой 0,8—2 м из боковых резервов; устройство на косогорах дорожного полотна, а также террас для лесонасаждений;1 нарезку нагорных и других канав глубиной до 0,8 м; планирование земляного полотна; устройство в полотне корыта для дорожной одежды и планирование дна корыта; планирование откосов выемок и насыпей; очистка и профилирование боковых кюветов; профилирование обочин и т. п.

Кроме того, грейдеры и автогрейдеры ‘применяют для перемещения и разравнивания каменных материалов на полотне дороги, а также для перемешивания каменных материалов с вяжущими (битумом, дегтем) .непосредственно на полотне дороги.

Рабочий орган и принцип его работы одинаковы у прицепных грейдеров и автогрейдеров. Разница между двумя этими типами машин заключается в том, что прицепные грейдеры работают на буксире гусеничных тракторов и имеют ручной привод механизмов управления рабочими органами, а автогрейдеры—двигатель для самопередвижения и механизированное управление рабочими органами, использующее отбор мощности от этого двигателя.

Основным рабочим органом грейдеров и автогрейдеров является отвал с режущими ножами, укрепленными на его нижней кромке. Отвал 1 может быть повернут в плане под углом а к направлению 2 движения. В этом случае он будет захватывать грунт на различной ширине полосы 3 и смещать его в сторону с полосы захвата.

Для производства различных работ можно совмещать отдельные установки отвала, например боковой наклон и поворот в плане, боковой вынос и поворот в плане и т. д.

Промышленностью выпускаются два типа прицепных грейдеров и два типа автогрейдеров.

Прицепные грейдеры
Тяга от трактора к грейдеру передается сцепным устройством и дышлом. При помощи механизма дышло можно устанавливать под углом к продольной оси машины, благодаря чему грейдер может двигаться за трактором, сместившись в ту или другую сторону с его следа; механизм приводится от штурвала.

Передняя ось соединяется с рамой шаровым шкворнем, обеспечивающим свободу их взаимных перемещений. Передние колеса могут наклоняться в обе стороны относительно оси, что улучшает путевую устойчивость при боковых нагрузках на отвал.

Соединение тяговой рамы с рамой позволяет поднимать, опускать и наклонять отвал вправо или влево штурвалами при помощи подъемных механизмов и выносить отвал вправо или влево от оси машины посредством механизма бокового выноса. Поворот отвала в плане осуществляется специальным механизмом, расположенным на поворотном круге.

Задние колеса смонтированы на задней оси, конструкция которой обеспечивает боковой наклон обоих колес и вынос их вместе с осью вправо или влево относительно рамы 6 машины.

Сиденье грейдериста укреплено на рабочей площадке; над площадкой перед сиденьем размещены все штурвалы и рукоятки ручного привода механизмов управления.

Рама грейдера выполнена из двух гнутых швеллеров, соединенных между собой поперечными связями.

В процессе работы грейдерист стоит на рабочей площадке и придает отвалу и колесам нужное положение, соответствующее выполняемой операции.

Для подъема отвала имеются два симметрично расположенных механизма, приводимые в действие штурвалами. При повороте штурвала червяк вращает червячное колесо, а вместе с ним вал с кривошипом. Кривошип перемещает тягу, связанную шаровым шарниром с поперечной балкой поворотного круга, на нижних консолях которого крепится отвал.

Вращение штурвала в зависимости от его направления вызывает подъем или опускание поворотного круга, а следовательно, и отвала. Противоположно направленное вращение штурвалов вызывает спуск одной и подъем другой стороны отвала; таким образом осуществляется боковой наклон отвала. При вращении только одного штурвала перемещается только одна сторона отвала.

Тяги выполнены телескопическими (раздвижными), благодаря чему можно менять исходную высоту отвала и, следовательно, его глубину зарезания в грунт.

Пружины, соединенные друг с другом цепями, огибающими блоки, служат для облегчения подъема отвала. При спуске отвала цепи наматываются на улитки и пружины растягиваются, увеличивая усилие на штурвалах. Наоборот, при подъеме отвала пружины способствуют вращению штурвалов и, таким образом, уменьшают усилие, прилагаемое грейдеристом к их ободам.

Отвал связан с поворотным кругом гребенками, позволяющими изменять угол резания отвала. Для регулировки болты гребенок ослабляют и, поворачивая отвал на шарнирах консолей поворотного круга, устанавливают нужный угол резания. Затем болты гребенок снова затягивают, фиксируя, таким образом, отвал в заданном положении.

Вал штурвала проходит внутри полого вала рукоятки и оканчивается карданным шарниром, к которому присоединяется вал привода механизма поворота дышла.

На полом валу рукоятки посажена на скользящей шпонке шестерня, которая при помощи механизма переключения может передвигаться по валу и включаться в зацепление либо с шестерней привода механизма поворота отвала, либо с шестерней привода механизма наклона передних колес. Шестерни смонтированы внутри литого корпуса, прикрепленного болтами к гнутой скобе на поперечной связи рамы грейдера.

Вращение штурвала приводит в действие механизм поворота дышла, а вращение рукоятки — либо механизм поворотного круга, либо механизм наклона передних колес, в зависимости от того, с какой шестерней — правой или левой — находится в зацеплении ведущая шестерня.

Поворотный круг фиксируется в требуемом положении пружинным стопором. Стопор выключается с места грейдериста ручкой, связанной канатиком с рычагами включается стопор под воздействием пружины.

Боковой вынос отвала осуществляется штурвалом, вращающим карданный вал и червячный редуктор, состоящий из червяка и червячного колеса. На оси червячного колеса укреплена ведущая цилиндрическая шестерня, входящая в зацепление с рейкой, скользящей в направляющих, прикрепленных к раме грейдера. Рейка связана тягой с поперечиной тяговой рамы, на которой укреплен поворотный круг отвала. При вращении штурвала в ту или в другую сторону рейка движется вправо или влево и посредством тяги выносит тяговую раму вместе с поворотным кругом и отвалом в сторону от оси симметрии грейдера.

Операции опускания и подъема отвала, поворота в плане и бокового выноса в ту или другую сторону могут быть совмещены; например, отвал выносится вбок за раму и ставится наклонно Для зачистки откосов или размещается горизонтально с поворотом в плане для распределения материалов на полотне дороги. Возможны и другие комбинации установок отвала.

Кроме бокового выноса отвала при помощи рейки, имеется еще возможность выноса отвала путем перестановки его на консольных держателях поворотного круга. Эту операцию выполняют вручную.

На дорожностроительных работах отвал грейдера часто оснащают откосником, который применяют для зачистки канав трапецеидального и треугольного сечения; иногда ставят также удлинитель, являющийся продолжением отвала и служащий для перемещения дорожностроительных материалов при их распределении в корыте земляного полотна или при их смешении с вяжущими материалами на полотне дороги.

Откосник прикрепляется к торцу основного отвала болтами и конец его прикрепляется к угольнику, другой конец которого приболчивается к раме машины. Кроме того, при помощи цепи откосник прикрепляется к передней части рамы; длина цепи регулируется гайкой.

Передние колеса грейдера предназначаются для направления машины при работе и транспортировании.

Для тяги, направления и горизонтальных поворотов грейдера служит дышло, соединенное с передней осью шаровым шкворнем. Дышло относительно передней оси поворачивается при помощи механизма, приводимого в действие вращением штурвала. Вращение штурвала 6 преобразуется во вращение звездочки посредством карданных валов, конической и червячной передач, заключенных в общем корпусе, укрепленном на дышле.

При вращении звездочки, посаженной на общем валу с червячной шестерней, происходит перетягивание цепи, соединенной растяжками с передней осью, благодаря чему дышло поворачивается относительно передней оси.

При работе грейдера с отвалом, повернутым в плане или вынесенным вбок, появляются боковые нагрузки, стремящиеся сместить грейдер в сторону от направления его движения. Для лучшей сопротивляемости боковым нагрузкам и устойчивости движения передние и задние колеса грейдера могут наклоняться вбок в обе стороны. Наклон передних колес производится механизмом, действующим от рукоятки. Вращение этой рукоятки через распределительную коробку и карданные валы передается коническому редуктору, заключенному в корпусе, смонтированном на переднем конце рамы машины.

Вертикальный вал. конического редуктора опущен вниз и проходит внутри шарового шкворня, сочленяющего раму грейдера с его передней осью. Внутри шкворня помещается карданный шарнир, соединяющий вал с карданным валом, приводящим во вращение вал червяка червячной передачи, смонтированной в корпусе, прикрепленном к передней оси. На валу шестерни червячной передачи укреплена ведущая шестерня, входящая в зацепление с сектором, приболченным к верхней тяге. Тяга соединяет кулаки, на консолях которых вращаются колеса.

При вращении рукоятки вращается шестерня и двигает вправо или влево сектор вместе с тягой, благодаря чему кулаки наклоняются вместе с колесами относительно оси.

Наклон задних колес выполняется механизмом, подобным механизму наклона передних колес. От рукоятки посредством конической пары и карданного вала вращение передается червяку. От червяка приводится во вращение червячное колесо и посаженная с ним на общем валу шестерня, входящая в зацепление с сектором. Червячная пара смонтирована в корпусе, который укреплен на задней оси, а сектор приболчен к верхней тяге. Задние колеса смонтированы на консолях кулаков, шарнирно соединенных с задней осью и верхней тягой.

При вращении рукоятки наклон задних колес выполняется аналогично наклону передних колес.

Повороты дышла и наклоны задних и передних колес могут производиться с рабочего места грейдеристом как на стоянке, так и при движении машины.

Для выполнения некоторых операций необходим вынос задних колес по отношению к раме машины в сторону от оси симметрии грейдера. Для этого задняя ось выполнена скользящей относительно задней поперечной связи рамы грейдера.

Механизм для смещения задней оси приводится от рукоятки, вращение которой посредством червяка и червячного колеса преобразуется во вращение шестерни, посаженной на общем валу с червячным колесом.

Эти смещения могут производиться грейдеристом только при неподвижной машине; для этого грейдерист должен сходить со своего рабочего места на землю.

Грейдер Д-241 рассчитан на работу с гусеничным трактором ДТ-54. У него отсутствуют механизмы поворота дышла, наклона передних колес и выноса задней оси.

Остальные механизмы управления грейдера Д-241 подобны механизмам грейдера Д-20Б.

Червячные и шестеренные редукторы, карданные валы и шарниры обоих грейдеров унифицированы. Размещение рычагов и штурвалов управления на обеих машинах примерно одинаковое, а поэтому и работа грейдериста на них почти идентична.

Комментарии запрещены.