Многоковшовый элеваторный погрузчик Т-61А

Многоковшовый элеваторный погрузчик Т-61А представляет собой машину непрерывного действия. Он предназначен для погрузки грунтов и сыпучих материалов — песка, гравия, щебня, шлака, каменного угля и др.

Крупность кусковых материалов, погружаемых погрузчиком Т-61А, не должна превышать 100 мм по наибольшему измерению. Многоковшовым элеваторным погрузчиком Т-61А можно загружать автомашины, тракторные и автомобильные прицепы, вагонетки узкой колеи, ленточные конвейеры и т. п. Погрузчик может грузить песчаные и гравийные материалы непосредственно из забоя, но не может работать на плотно слежавшихся песчанэ- гравийных грунтах и смерзшихся сыпучих материалах.

Рабочими органами погрузчика являются бесконечная цепь с ковшами и лопастной шнек, разрыхляющий погружаемый материал и подгребающий его к середине для захвата ковшами. Ковшовая цепь направляется ведущим валом, укрепленным на верхней части стрелы, и валом шнека. Стрела представляет собой корытообразную сварную конструкцию, ограждающую ковшовую цепь одновременно снизу и с боков. Она опирается на шарнирные опоры двуногих стоек основной рамы машины и поворотом штурвала может наклоняться в ту или другую сторону, опуская шнек на поверхность земли в рабочее положение или поднимая его вверх в транспортное положение.

Ведущий вал монтируется на стреле на скользящих подшипниках, удерживаемых в определенном положении натяжными винтами, используемыми для натяжения ковшовой цепи.

Ниже шнека на всю ширину его захвата располагается подгребающий скребок, предназначенный для очистки поверхности земли и подачи сгребаемого материала к шнеку для передачи его затем к ковшам.

Погрузчик имеет гусеничную ходовую часть, выполненную из гусеничных цепей, натянутых на заднем ведущем колесе и переднем направляющем колесе (ленивце). Гусеничные рамы опираются на звенья гусениц посредством ходовых опорных роликов и для приспособления к неровностям пути подвешены к основной раме машины шарнирно на осях. Верхние ветви гусеничных цепей поддерживаются двумя поддерживающими катками каждая. В передней части рамы машины имеется балансирная балка, опирающаяся концами на гусеничные рамы.

Двигатель смонтирован в передней части рамы погрузчика и передает вращение коробке перемены передач.

Водитель располагается впереди машины слева по ходу на рабочей площадке, на которой смонтированы рычаги управления и навес, защищающий от дождя.

Погружаемый материал захватывается ковшами и сбрасывается в ссыпной лоток, откуда высыпается в штабель или в транспортные машины. Ссыпной лоток сделан поворотным на 90° или ленточного конвейера, находящихся сбоку от погрузчика. Лоток поворачивается вручную с рабочего места водителя маховичком посредством канатно-блочного механизма.

Лоток подвешен на шарнире в верхней части поворотной траверсы, соединенной осью с кронштейном стрелы. Наклон лотка регулируется планками с регулировочными отверстиями, в которые закладываются фиксирующие пальцы. Ось имеет на нижнем конце блок, который охватывается канатом, огибающим направляющие блоки и намотанным в противоположных .направлениях на барабанчики. При вращении маховичка канат перематывается с одного барабанчика на другой и поворачивает блок, а вместе с ним и траверсу с лотком.

Наклон стрелы осуществляется рычажным механизмом. Штурвал вращается вручную и приводит во вращение червяк и червячное колесо, закрепленное на валу, несущем поворотные рычаги. Рычаги тягами связаны с рамой машины. При повороте рычагов изменяется наклон стрелы.

От ведущей звездочки на выводном конце вала муфты сцепления двигателя двухрядной цепью вращение передается (при включенной муфте сцепления) звездочке и первичному валу коробки перемены передач.

При включении зубчатой муфты начинают работать цепные передачи 4—3 и 2—1, вращая ведущий вал ковшовой цепи, которая передает вращение валу лопастного шнека.

Дисковая муфта, связанная с звездочкой, предохраняет коробку перемены передач и цепи от перегрузки при встрече ковшей или лопастей погрузчика с препятствиями. При перегрузке механизмов диски муфты проворачиваются относительно друг друга и звездочка останавливается.

Муфта служит для переключения машины на рабочий или транспортный ход. При сцеплении ее с шестерней погрузчик двигается шнеком вперед, а при сцеплении с шестерней — лотком вперед.

Для получения меньшей рабочей скорости нужно муфту соединить с шестерней, а для ускоренного движения—с шестерней. В первом случае движение звездочке передается шестернями 16—14 и 10—11, а во втором — напрямую от шестерни.

Пониженная транспортная скорость получается сцеплением муфты с шестерней и муфты с шестерней. При этом движение от первичного вала будет передано звездочке через шестерни. При увеличенной транспортной скорости муфта остается сцепленной с шестерней, а муфта сцепляется с шестерней.

Включать и выключать зубчатые муфты разрешается только при выключенной муфте сцепления двигателя.

Цепная передача связывает вторичный вал с дифференциалом, на концах вала которого посажены ведущие звездочки цепных передач, приводящих звездочки гусениц.

Устройство дифференциала погрузчика подобно устройству дифференциалов автомобилей. У погрузчика дифференциал предназначен для уравнивания скоростей вращения гусениц соответственно встречаемым сопротивлениям при движении; кроме того, он упрощает и облегчает повороты машины.
Для поворотов служат ленточные тормозы. Для поворота направо при транспортном ходе (лотком вперед) затягивается лента на тормозном шкиве правой гусеницы, вследствие чего ее движение прекращается: левая гусеница продолжает двигаться, причем скорость ее увеличивается дифференциалом вдвое.

Для поворота налево соответственно включается в работу тормоз 3 левой гусеницы.

При рабочем ходе (шнеком вперед) направления поворотов меняются и, следовательно, меняются затормаживаемые гусеницы.

Торможение гусениц осуществляется вручную рычагом 2, расположенным вблизи рабочего места водителя.

В процессе работы накладки тормозных лент изнашиваются, а ход рычага увеличивается. Для регулировки хода рычага на тягах рычажного механизма имеются стяжные гайки (тендеры) с двусторонней нарезкой. Этими гайками подтягиваются тормозные ленты и одновременно уменьшается ход рычага.

Описанная система передач обеспечивает возможность включения шнека и ковшовой цепи независимо от движения гусениц, а также возможность включения, реверсирования и перемены скоростей движения гусениц и возможность поворотов погрузчика независимо от работы ковшовой цепи и шнека.

На рабочей площадке машиниста расположены четыре рычага управления машиной.

Рычаг служит для включения и выключения муфты сцепления двигателя, рычаги — для управления коробкой перемены передач и рычаг — для пуска и остановки ковшового элеватора.

На щитке надписями обозначены все положения рычагов.

Для пуска машины шнеком вперед необходимо сначала включить рычаг на первую скорость. Затем надо рычаг включить в положение «задн. ход», после этого включить муфту сцепления двигателя рычагом.

Останавливают машину в обратном порядке, т. е. сначала выключают рычаг муфты сцепления двигателя, а затем рычаги.

Для включения ускоренного хода лотком вперед нужно сначала передвинуть рычаг от себя в положение «II скор.», затем рычаг 3 поставить в положение «ход вперед» и включить муфту сцепления двигателя рычагом.

Справа от рычагов управления коробкой перемены передач установлен рычаг управления дроссельной заслонкой двигателя. Таким образом, вместе с маховичком поворота лотка, штурвалом наклона стрелы и рычагом управления тормозами поворотов у рабочего места водителя размещены все механизмы управления погрузчиком.

Подсчитанная по этой формуле производительность обеспечивается лишь при непрерывной работе погрузчика в штабель. При погрузке в транспортные машины действительная производительность меньше, так как имеются перерывы в работе из-за смены транспортных машин под лотком, перестановки погрузчика и т. п.

Погрузчик Т-61А является высокопроизводительной машиной: он загружает трехтонную грузовую автомашину за 2 мин., а пятитонную за 3,5 мин. при работе на песке, гравии или щебне с объемным весом 1,55—1,65 т/м3.

При налаженной подаче автотранспорта под погрузку на смену машин под лотком погрузчика уходит приблизительно 0,5 мин. Таким образом, за один час погрузчик может загрузить 24 трехтонных или 15 пятитонных автомобилей.

Эксплуатация. При работе погрузчика Т-61А следует соблюдать ряд правил, обеспечивающих нормальную его производительность и исключающих перегрузки и поломки машины.

Во всех случаях погрузки и передвижения двигатель должен работать на нормальных оборотах, что соответствует прохождению 170 ковшей в минуту через верхнюю точку выгрузки.

Опускать стрелу из транспортного положения в рабочее нужно до упоров на раме, фиксирующих нижнее положение шнека на уровне опорной поверхности гусениц. При этом червячный механизм наклона стрелы разгружается и стрела приобретает устойчивость в продольном и боковых направлениях.
Подача погрузчика на штабель или забой должна обеспечивать полное наполнение ковшей. Если штабель или забой сильно нависают над шнеком, то подача должна быть прекращена и погрузчик должен отойти от штабеля или забоя, так как обрушение материала может завалить шнек, что приведет к поломке его лопастей. Повороты машины при шнеке, погруженном в материал, не допускаются; это грозит поломками вала и лопастей шнека.

К штабелю погружаемого материала или к забою погрузчик должен подходить на высшей скорости, причем за 0,5 м до погружения шнека в материал ковшовая цепь должна быть пущена в ход.

Скребок шнека при погрузке должен быть расположен на уровне опорной поверхности гусениц, иначе погрузчик будет зарываться под штабель (подошву забоя) или подниматься вверх.

Установку скребка по высоте регулируют специальными нажимными винтами, расположенными в нижней части его.

При перемене места работ погрузчик должен отходить лотком вперед с остановленной ковшовой цепью и приподнятым от земли скребком шнека. Если волочить при этом скребок по земле, то возможны его деформации и поломки при наезде на куски материала и различные препятствия.

Автомобили, подъезжающие под лоток прямо по оси погрузчика, должны избегать ударов о передний буфер. Такие удары могут привести к повреждению кузовов автомобилей и к расшатыванию рамы погрузчика. Если машины для загрузки ставятся сбоку погрузчика, то водители должны следить, чтобы кузов нагружаемой машины был под лотком, иначе материал будет выбрасываться из ковшей впустую или может засыпать кабину автомобиля.

Две скорости рабочего и транспортного ходов нужны погрузчику для работы в различных условиях. Например, вторая скорость рабочего хода (1,4 км/час) нужна для достаточно быстрого подхода к штабелю погружаемого материала и для маневрирования между штабелями, а первая скорость (0,19 км/час)—-для медленной подачи погрузчика шнеком на штабель при погрузке; вторая скорость транспортного хода (3,4 км/час) служит для переезда погрузчика с одного места на другое при хороших условиях движения по ровной дороге, а первая скорость (0,45 км/час) — для маневрирования на тесных складах между штабелями и для преодоления участков пути с трудными условиями движения, т. е. по неровной дороге.

При наклоне стрелы в транспортное положение для переезда с места на место надо установить крепежные болты транспортного положения стрелы. Езда погрузчика без этих болтов запрещается, так как при проходе по неровностям пути стрела раскачивается и расшатывает червячный механизм, что может привести к поломкам и простоям.

Дальность передвижения погрузчика своим ходом не должна превышать 2—3 км как вследствие больших потерь времени, так и в целях предупреждения износа гусениц и разбалтывания узлов ковшовой цепи, стрелы и рамы машины. Перемещать погрузчик на расстояния, превышающие 3 км, следует на прицепах-тяжеловозах (трейлерах), предназначенных специально для перевозки тяжелых строительных машин.

Комментарии запрещены.