Машины для уплотнения дорожных оснований и покрытий

Асфальтобетонные покрытия уплотняют моторными катками; эти же катки служат для уплотнения дорожных оснований из щебня или гравия.

Уплотнение катками называется укаткой и осуществляется несколькими проходами катка по одному месту. Вальцы, катящиеся по поверхности уплотняемого слоя, нагружены собственным весом и весом всех остальных узлов катка — двигателя, рамы, трансмиссии и других механизмов. Давление вальцов сжимает укатываемый слой, сближает частицы материала друг с другом и таким образом уплотняет его. Полное уплотнение достигается за 16—20 проходов, а иногда больше чем за 20 проходов.

Вес катка необходимо- выбирать соответственно прочности укатываемого материала. При применении катков большего веса, чем допустимо для данного материала, частицы дробятся и измельчаются вальцами, что приводит материал в негодность. При укатке катками меньшего, чем нужно, веса требуется значительно большее количество проходов по одному месту, что невыгодно по затратам труда и горючесмазочных материалов.

Целесообразно покрытие предварительно укатать 2—4 проходами катков меньшего- веса. Следующая за этим укатка тяжелыми катками осуществляется быстрее и качественнее. Уплотнять черные и усовершенствованные асфальтобетонные покрытия рекомендуется комплектом из 6 и 10-тонных катков.

При укладке асфальтобетонных покрытий укладчиком асфальтобетона Д-150А применять 6-тонные катки необязательно, так как предварительное уплотнение производится трамбующим брусом укладчика.

При повышенных требованиях к качеству покрытия после укатки 10-тонными катками применяют специальные трехваль- цовые катки тандем повышенного веса, осуществляющие безволновую укатку.

При укатке каменных мостовых, щебеночных и гравийных оснований поверхности вальцов сильно изнашиваются, что делает их малопригодными для укатки асфальтобетонных покрытий — масса прилипает к вальцам, поверхность покрытий делается неровной и шероховатой. Поэтому каменные материалы рекомендуется укатывать специально выделенными для этой цели катками.

Уплотнение оснований и покрытий вблизи бордюрных камней, канализационных колодцев и других препятствий не доступно каткам. Эти места обычно уплотняют механическими ручными трамбовками, а асфальтобетонные покрытия заглаживают горячими утюгами.

Комментарии запрещены.