Балластировочные машины тяжелого типа

Балластировочные машины тяжелого типа предназначены для переваливания предварительно выгруженного из обычного подвижного состава балласта с междупутья и обочин на путь, для распределения балласта слоем заданной высоты по всей ширине пути, вывешивания и сдвига путевой решетки, планировки и профилирования балластного слоя засыпкой балластом шпальных ящиков и оправки балластной призмы. Кроме того, этими машинами можно удалять загрязненный балласт из-под путевой решетки, планировать грунт, поднимать и сдвигать путевую решетку при возведении земляного полотна поездной возкой, а также поднимать стрелочные переводы.

К тяжелым балластировочным машинам относятся электробалластеры портальные (ЭЛБ) и консольные (КБ). Принцип действия электробалластеров основан на притягивании рельсового пути к электромагнитам подъемного устройства.

У электробалластера портального типа подъемное устройство размещено на подвесной ферме 6. Обе фермы (правая подвесная и левая консольная) соединены междуферменным шарниром. При этом величина пролета с поднимаемой путевой решеткой соответствует расстоянию между ходовыми тележками.

Такая схема обеспечивает автоматическое вписывание подъемного устройства электробалластера с поднятой путевой решеткой в кривые участки пути.

У консольного электробалластера подъемное устройство размещено на поворотной головке, которая посредством горизонтального шарнира присоединена к концу консольной фермы 6. Для вписывания балластера в кривые участки пути механик при помощи механизма поворачивает головку с подъемным устройством вокруг шарнира. Кроме дозатора, под кузовом размещен плуг для сброса лишнего балласта.

Электробалластер ЭЛБ-Зм предназначен для установки на балласт путевой решетки с рельсами массой до 75 кг/пог. м. Он состоит из экипажной части, дозирующего и подъемного устройств, рельсовых и шпальных щеток, механизмов для перекоса и сдвига путевой решетки и вырезки загрязненного балласта, электрооборудования и управления.

Экипажная часть представляет собой две фермы сварной конструкции, соединенные между собой в средней части специальным шаровым шарниром. Обе фермы свободными концами опираются на двухосные тележки. Кроме того, ферма опирается на четырехосную тележку.

Шаровая конструкция шарнира, допускающая три степени свободы, обеспечивает беспрепятственный проход электробалластера в рабочем и транспортном положениях в кривых радиусом до 100 м, по переломам продольного профиля и перекосам пути.

Ось шарнира с обеими пятами закреплена на левой ферме, а две полусферы с кольцами — на подвесной ферме. В верхней части обе фермы соединены междуферменной связью, которая ограничивает поворот одной фермы относительно другой благодаря перекрестному расположению тяг и наличию пружин.

Магниты подъемного устройства на шарнирах подвешены к двум поперечным балкам, соединенным между собой продольной балкой, на которой в шарнирах закреплена скоба. Эта скоба тягой через пружину соединена с винтами механизма подъема. Пружины ограничивают усилие нажатия магнитов на рельсы. При сжатии пружин на 25 мм автоматически отключаются электродвигатели механизма подъема путевой решетки. Червячное колесо редуктора электродвигателя служит гайкой подъемного винта. Система подвески магнитов позволяет при запуске одного из электродвигателей наклонять путевую решетку без применения специальных механизмов перекоса пути.

Балласт под путевой решеткой во время подъемки планируют стальными стержнями — струнками, для удержания которых предназначена балластерная рама.

Две вертикальные подвижные рамы перемещаются по направляющим, приваренным к ферме балластера. В рамах закреплены три струнки запорными штырями, поднимаемыми или опускаемыми по винтовой прорези на цилиндрических патрубках.

Балластерная рама перемещается двумя электродвигателями мощностью 1,6 кВт каждый с червячным редуктором, с которыми они соединены валами и муфтами. Червячные колеса редукторов являются подъемными гайками винтов. Головки винтов соединены с пружинными амортизаторами. Если при опускании балластерной рамы она упрется в твердый предмет, то пружинные амортизаторы, сжавшись на 25 мм, приведут в действие конечные выключатели, которые выключат электродвигатели, и дальнейшее опускание балластерной рамы прекратится.

Механизм сдвига пути предназначен для перемещения (рихтовки) путевой решетки при движении балластера и, кроме того, для поперечного перемещения магнитов и точной установки их на рельсовые нити до начала подъемки.

Механизм сдвига путевой решетки состоит из оси с роликом, винтов, червячных колес, промежуточного вала, направляющих и червяка. Механизм приводится в действие электродвигателем мощностью 4,5 кВт. Направляющие служат для предотвращения перекоса оси при ее перемещении. Винты входят в ступицы червячных колес.

При работе электродвигателя червячные шестерни, вращаясь, заставляют перемещаться винты, а вместе с ними и ось с роликом. Расположенный между вертикальными тягами 10 подъемного устройства ролик, перемещаясь, отключает тяги вправо или влево от среднего положения, в результате чего магниты подъемного устройства с притянутой к ним путевой решеткой сдвигаются в нужную сторону.

Максимальная величина сдвига от оси 250 мм.

Рельсовые и шпальные щетки предназначены для удаления балласта с рельсов и шпал при подъемке и рихтовке путевой решетки.

Рельсовые щетки установлены по бокам дозатора электробалластера и- представляют собой коробки призматической формы с металлическими щетками.

Поднимают и опускают рельсовые щетки механизмом, состоящим из электродвигателя мощностью 1 кВт, червячного редуктора, подъемного винта, двух рамок — неподвижной и подвижной. Подвижная рамка направляющими катками входит в неподвижную рамку, а двумя стержнями с пружинами удерживает балку с коробками. Пружины приподнимают опущенные на рельсы щетки на стыках. Винт, жестко соединенный с подвижной рамой, ввернут в ступицу червячного колеса, при вращении которого винт перемещается вверх или вниз, увлекая за собой подвижную рамку с балкой и закрепленными на ее концах рельсовыми щетками. Таким образом поднимают или опускают рельсовые щетки. В транспортном положении рамки скрепляют стопорным болтом.

Шпальные щетки подразделяются на средние, расположенные в плане в виде плужка, и боковые — в виде крыльев. Щетки закреплены на подвижной рамке, перемещаемой на катках подъемным механизмом вверх или вниз по неподвижной рамке. Вал электродвигателя подъемного механизма соединен муфтой с червяком редуктора. Через ступицу червячного колеса редуктора проходит винт, соединенный с подвижной рамкой.

Шпальные щетки изготовлены из отрезков стального каната.

Сдвиг путевой решетки контролируется двумя приборами — сельсинами, один из которых — сельсин-датчик — установлен на поперечной балке подъемного устройства, а другой—сельсин-приемник — на пульте управления.

Сельсины представляют собой синхронные электродвигатели специальной конструкции, одиофазовые обмотки статоров которых присоединены к электросети, а вторичные трехфазные обмотки соединены между собой через контактные кольца.

При повороте ротора сельсина-датчика на некоторый угол изменяется положение обмоток его ротора относительно статора, что вызывает изменение величины электродвижущих сил, индуктируемых в трехфазовой обмотке. В результате нарушается равновесие э. д. с.

Ротор сельсина-приемника при повороте увлекает за собой маятник, жестко закрепленный на его валу, и по шкале определяют величину сдвига путевой решетки.

Подъемная сила электромагнитного подъемника электробалластера ЭЛБ-Зм 44 тс, максимальная высота подъема решетки 350 мм.

Техника безопасности при эксплуатации тяжелых балластировочных машин

При эксплуатации балластировочных машин необходимо соблюдать требования правил техники безопасности, основными из которых являются следующие.

К управлению балластировочными машинами допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления ими.

Не допускается нахождение людей около крыльев дозатора при раскрытии и закрытии боковых крыльев дозирующего устройства и выгребного механизма, а также при дозировке балласта. Боковые крылья при установке в транспортное положение должны быть надежно закреплены.

Рельсовые щетки устанавливают в рабочее положение до раскрытия боковых крыльев дозирующего устройства или одновременно, а убирают лишь после поднятия дозирующего устройства в транспортное положение.

Подъемка балластерных рам без струнок, как правило, запрещается. Работа без струнок может быть допущена на электрифицированных линиях только в том случае, если струнки не могут повредить провода заземления опор и части автоблокировочных устройств.

Во время прохода поезда по соседнему пути на двухпутных и многопутных участках железной дороги работа балластировочных машин в зоне ограждения должна быть прекращена, а рабочие органы, выходящие за пределы габарита, должны быть убраны.

Комментарии запрещены.