Стреловые самоходные краны общего назначения

Определение и классификация

Стреловыми самоходными кранами называются грузоподъемные машины, оборудованные поворотной стрелой, длина которой определяет величину обслуживаемого ими рабочего пространства, так как возможность передвижения с грузом у этих кранов крайне ограничена.

Краны оборудуются пневмоколесным, гусеничным или рельсоко-лесным ходом и индивидуальной силовой установкой. Механизмы могут приводиться в действие двигателем внутреннего сгорания непосредственно (групповой привод) или присоединяемыми к нему электрогенераторами либо гидронасосами (индивидуальный привод).
На кранах применяются рычажная, гидравлическая, пневматическая, электрическая и комбинированная системы управления.

Грузоподъемность кранов достигает 250 тс.

Благодаря мобильности стреловые самоходные краны широко используются при производстве строительно-монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

Краны грузоподъемностью 25 тс и более оборудуются обычно двумя крюками — основного и вспомогательного подъемов. Последний позволяет поднимать небольшие грузы с повышенной скоростью. Для погрузки и выгрузки сыпучих материалов краны оборудуются грейфером: Применяются стрелы прямые, Г-образные и с надставками — гуськами.

Пневмоколесные краны

Пневмоколесные краны грузоподъемностью до 150 тс со стрелой длиной до 130 м монтируются на специальном шасси и широко используются для производства строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

Стрела крана К-5361 крепится к поворотной платформе, на которой размещены силовая установка, механизмы крана, двуногая стойка и кабина управления. Поворотная платформа шариковым опорно-поворотным устройством соединяется с ходовой рамой пневмоколесного хода. Опорно-поворотное устройство и установленные на платформе поворотный механизм и электрореверсивные грузовые и стреловая лебедки конструктивно не отличаются от рассмотренных ранее.

Пневмоколесный кран К-5361

Питание к электродвигателю ходового механизма подается через кольцевой токосъемник.

Стрела крана и поднимаемый груз уравновешиваются противовесом и весом силовой установки.

Кран развивает максимальную грузоподъемность при работе на выносных опорах, увеличивающих опорный контур крана. При работе без выносных опор грузоподъемность крана не превышает 50% максимальной.

В силовой установке крана применены двигатель ЯАЗ-М-204А мощностью 120 л. е., генератор мощностью 50 кВт для поочередного привода стрелоподъемной лебедки, лебедки главного подъема, вспомогательного подъема и механизма передвижения, а также генератор мощностью 11,5 кВт, поворотный механизм и гидронасос гидравлической системы управления крана.

При помощи гидравлической системы управляют поворотом передних колес, блокируют дифференциал заднего моста при движении по плохим дорогам, управляют выносными опорами и тормозами крана.

Применяемый в пневмоколесных кранах малой грузоподъемности групповой привод механизмов с механической трансмиссией по кинематике не отличается от соответствующего привода одноковшовых экскаваторов.

На большие расстояния пневмоколесные краны транспортируются буксировкой или по железной дороге.

Автомобильные краны

Автомобильными называются стреловые краны, смонтированные на базе грузовых автомобилей.

Механизмы крана приводятся в действие двигателем автомобиля через механическую трансмиссию (групповой привод) или присоединяемыми к нему генератором переменного тока либо гидронасосами (индивидуальный привод).

Автомобильные краны благодаря высокой маневренности (скорость передвижения до 75 км/ч) широко используются для производства не-100 больших по объему грузоподъемных и погрузочно-разгрузочных работ.

Выпускаются автомобильные краны грузоподъемностью до 16 тс.

Максимальная грузоподъемность кранов может значительно превышать грузоподъемность базовых автомобилей, так как определяется при условии работы крана на выносных опорах (аутригерах).

Грузоподъемность кранов без выносных опор не превышает 30% максимальной, что является их основным недостатком.

Краны оборудуются Г-образными или прямыми стрелами, иногда с надставками — гуськами. Для уменьшения транспортной длины кранов могут применяться телескопические стрелы.

Автомобильные краны предназначены в основном для погрузки и выгрузки штучных грузов. Для перегрузки сыпучих материалов некоторые краны оборудуются грейферной двухбарабанной лебедкой.

Автомобильный кран сконструирован следующим образом. На раме автомобиля закреплена рама крана с опорно-поворотным устройством, на котором установлена поворотная платформа. На платформе размещены механизмы крана, кабина управления, двуногая стойка. К стойке прикреплена стрела. В транспортном положении стрела укладывается на стойку и тросовой растяжкой крепится к буксирным крюкам автомобиля. В кабину управления вынесено управление двигателем и муфтой сцепления автомобиля.

Краны оборудуются винтовыми или гидравлическими выносными опорами.

Рама автомобиля оснащена четырьмя кронштейнами, к которым на осях прикрепляются откидные опоры, запираемые пальцами.

На конце опоры укреплен винт, опирающийся на сварной башмак.

При работе без выносных опор рессоры крана выключаются стабилизирующим устройством. Торсионный вал при помощи рычагов и планок соединяет между собой рессоры и уменьшает поперечную раскачку крана. Рессоры выключаются винтом.

У кранов с групповым механическим приводом движение от двигателя автомобиля через коробку передач передается коробке отбора мощности, соединенной карданными валами с задним мостом и трансмиссией крана. Валы включаются поочередно кулачковой муфтой.

При включении трансмиссии крана движение через конический редуктор II (валом, проходящим внутри центральной цапфы) передается коническому реверсу, переключаемому кулачковой муфтой.

Коническим реверсом III приводятся в движение вал реверса IV механизма поворота крана и вал лебедок.

При поочередном включении конусных фрикционных муфт шестерня, закрепленная на вертикальном валу реверса, обегает зубчатый венец опорно-поворотного устройства и поворачивает поворотную платформу крана. Механизм поворота оснащен тормозом 8.

На валу установлены двухбарабанная грейферная лебедка V и стреловая лебедка VI. Барабаны лебедок закреплены на валу свободно, включаются ленточными фрикционными муфтами и оснащены ленточными тормозами.

В кранах с индивидуальным электроприводом механизмов генератор переменного тока приводится в движение от коробки отбора мощности, а ток передается на механизмы, установленные на поворотной платформе через кольцевой токосъемник.

Электропривод позволяет плавно регулировать скорости движения механизмов благодаря переключению коробки передач автомобиля и изменению числа оборотов двигателя.

В последнее время все больше распространяются краны на специальном шасси автомобильного типа, оборудованные двумя двигателями.

Установка на поворотной платформе отдельного двигателя для привода механизмов крана упрощает кинематику и обеспечивает большую надежность в работе.

Железнодорожные краны

Железнодорожными называются краны, оборудованные ходовым устройством для передвижения по железнодорожным путям нормальной или узкой колеи.

Грузоподъемность кранов достигает 100 тс и более. Они используются в транспортном строительстве при выполнении работ по электрификации железных дорог, на звеносбо-рочных базах, при строительстве искусственных сооружений и погрузочно-разгрузоч-ных работ.

Краны, выпускаемые в настоящее время, имеют индивидуальный привод механизмов от дизель-генераторной установки, шариковое или роликовое опорно-поворотное устройство и оборудуются стрелами различной длины и конфигурации.

Для монтажа крупногабаритных элементов и подъема небольших грузов с повышенной скоростью используются стрелы с длинными или короткими гуськами.

Устройство и кинематика механизмов железнодорожных кранов мало отличаются от кинематики и устройства соответствующих механизмов пневмоколесных и гусеничных кранов с дизель-электрическим приводом.

В зависимости от грузоподъемности в качестве ходовой части крана применяется двух-, четырех- или шестиосная железнодорожная укороченная платформа.

Железнодорожные краны ввиду малых размеров колеи (1520 мм) обладают небольшой поперечной устойчивостью и при грузоподъемности свыше 10 тс оборудуются выносными опорами.

Для увеличения грузоподъемности без выносных опор некоторые краны оснащаются подвижными противовесами, смещаемыми при подъеме груза на противоположную часть поворотной платформы.

Скорость самостоятельного передвижения железнодорожных кранов не превышает 10 км/ч. Однако в составе поезда скорость его передвижения не ограничена.

Гусеничные краны

Гусеничные краны характерны устойчивой базой и низким расположением центра тяжести, что позволяет им в отличие от пневмоколесных и железнодорожных кранов работать без выносных опор. Благодаря высокой проходимости и маневренности гусеничные краны используются на менее подготовленных рабочих площадках и в стесненных условиях.

Краны могут быть специальными или изготовляться на базе серийно выпускаемых одноковшовых экскаваторов.

Грузоподъемность гусеничных кранов достигает 250 тс.

Гусеничные краны, изготовленные на базе одноковшовых экскаваторов, с успехом применяются (при оборудовании грейфером) на перегрузочных работах, однако использование их на монтажных работах неэффективно или невозможно из-за высоких скоростей движения каната, недостаточной грузоподъемности на средних и больших вылетах и использования в кинематической цепи механизма подъема ненадежных в эксплуатации фрикционных муфт и управляемых ленточных тормозов.

Монтажные гусеничные краны грузоподъемностью 25 тс и более оснащены индивидуальным приводом механизмов с электродвигателями переменного тока, подключаемыми к дизель-генераторной установке. Краны можно подключать и к внешней электросети с напряжением 380 В.

Плавное регулирование скоростей движения достигается изменением числа оборотов двигателя внутреннего сгорания и применением многоскоростных лебедок в механизмах главного и вспомогательного подъемов.

Групповой привод механизмов, применяемых в кранах грузоподъемностью до 16 тс, отличается по кинематике от привода одноковшовых экскаваторов наличием индивидуальных конических реверсов у всех механизмов, что обеспечивает независимость движения и возможность совмещения рабочих операций.

Тракторные краны

Тракторными называются гусеничные краны, смонтированные на базе тракторов.

Грузоподъемность тракторных кранов общего назначения не превышает обычно 7,5 тс, а длина стрелы — 15 м.

Благодаря высокой проходимости и маневренности краны используются в транспортном строительстве при установке опор контактной сети и линий передач, монтаже подстанций и возведении искусственных сооружений.

На кране КТС-53 грузоподъемностью 5 тс кабина трактора смещена в сторону и на ее месте размещена поворотная платформа крана с механизмами, двуногой стойкой и стрелой. Продольная устойчивость крана обеспечивается противовесом.

Для удобства установки опор (вертикального их подъема) стрела оборудована раздвоенной головкой, а кран оснащен двумя крюковыми обоймами.

Механизмы крана подключаются к генератору, приводимому в движение валом отбора мощности трактора.

Кран оборудован дистанционным управлением с выносного пульта.

Разновидностью тракторных гусеничных кранов являются специальные краны — трубоукладчики, оборудованные подъемной стрелой, прикрепленной с боку трактора к балке гусеничной тележки.

Комментарии запрещены.