Ходовые устройства и механизмы передвижения

Для передвижения грузоподъемных и строительных машин используется рельсоколесный, гусеничный, пневмоколесный и шагающий ход.

Рельсоколесный ход преимущественно распространен в кранах с ограниченной зоной обслуживания. Исключение составляют машины на железнодорожном ходу.

^Ходовая тележка рельсоколесных кранов опирается на подкрановый путь обычно четырьмя колесами, из которых только два являются приводными. При применении большего числа ходовых колес они объединяются попарно в балансирные тележки, что обеспечивает равномерное их нагружение. В кранах большой грузоподъемности все ходовые колеса могут быть приводными.

Краны с постоянной зоной обслуживания (мостовые, козловые, башенные и др.) оборудуются электрическим приводом механизмов передвижения.

Привод ходовых колес может быть раздельным или от одного двигателя с применением тихоходного или быстроходного вала.

Ходовые колеса кранов изготовляются литыми, коваными или штампованными, одно- или двухребордными с цилиндрической или конической поверхностью качения.

В современных кранах преимущественно применяют ходовые ко,-еса из стали 65Г или 50Г2 с закаленной поверхностью качения и твердости Яв 300 — 450.

Наличие устойчивого горизонтального пути, большая база и колея позволяют кранам на рельсоколесном ходу (кроме железнодорожных) перемещаться с поднятым грузом независимо от его расположения по отношению к базе и колее.

Гусеничный ход широко распространен в машинах, передвигающихся по грунтовым дорогам, благодаря высокой проходимости и небольшому удельному давлению — 0,4 — 1 кгс/см2.

Гусеничный ход состоит из следующих основных частей: замкнутой гусеничной цепи, натянутой между приводным и натяжным колесами, и гусеничной рамы, оснащенной опорными и поддерживающими катками.

Гусеничная цепь состоит из отдельных литых или штампованных звеньев (траков), соединенных шарнирно пальцами. На внутренней поверхности звеньев имеются выступы, с которыми взаимодействует ведущее колесо (звездочка) при перемещении машины. Для натяжения гусеничной цепи ось ведомого колеса закрепляется в подшипниках, перемещающихся в направляющих гусеничной рамы винтами.

В зависимости от способа крепления опорных катков гусеницы могут быть жесткие (оси катков прикреплены к гусеничной раме жестко) и мягкие (оси катков подрессорены). Если число опорных звеньев “превышает число опорных катков более чем вдвое, то гусеница является малоопорной, если менее — то многоопорной.

В кранах и строительных машинах преимущественно распространены жесткие многоопорные гусеницы, обеспечивающие жесткую базу при работе.

Применение уширенных гусениц позволяет машинам работать и на болотистых грунтах.

Привод гусениц может быть индивидуальным и групповым.

В машинах с групповым приводом ходовая трансмиссия располагается внутри ходовой рамы, жестко соединенной с гусеничной тележкой. Вертикальнй ходовой вал, проходящий внутри полой цапфы поворотной платформы, вращается двигателем Машины (расположенным на платформе) через систему передач с реверсивным механизмом. Через коническую передачу движение передается горизонтальному ходовому валу, соединенному кулачковыми муфтами с полуосями, а от них цепными передачами 8 ведущим колесам гусеничной цепи.

Для поворота машины одна из полуосей выключается и стопорится на упоре.

Основными недостатками гусеничного хода являются Сложность конструкции, быстрый износ, большой вес (до 40% веса машины), небольшая скорость перемещения (до 15 км/ч) и низкий к. п. д. (0,65- 0,75).

Пневмоколесный ход обеспечивает кранам и строительным машинам хорошее маневрирование, достаточную устойчивость, высокие скорости передвижения (до 60 км/ч) и наряду с этим легче гусеничного на 25—35%, проще в изготовлении, имеет высокий к. п. д. (0,8 — 0,85) и большой ресурс работы (до 40 тыс. км вместо 1,5 — 2 тыс. км, достигаемого гусеничным ходом). Проходимость его значительно хуже.
Ходовые тележки на пневмоколесном ходу не обеспечивают кранам достаточно жесткую базу для работы, поэтому они оборудуются дополнительно стабилизаторами рессор и выносными винтовыми или гидравлическими опорами. Максимальную грузоподъемность пневмоколесные краны развивают при работе на выносных опорах.

В схеме привода пневмоколесного хода крана движение от электродвигателя через коробку перемены передач передается на карданные валы, а от них на передний и задний мосты, оборудованные дифференциалами автомобильного типа.

Помимо индивидуальных колодочных тормозов колес привод оборудуется и центральным (стояночным) тормозом. Для увеличения проходимости машины задний мост оснащен механизмом блокировки дифференциала.

Шагающий ход применяется в экскаваторах с емкостью ковша свыше 5 м3, так как другие ходовые устройства не могут при этом обеспечить удельные давления, позволяющие работать на слабых грунтах.

Комментарии запрещены.