Горизонтальный транспорт в строительстве

Горизонтальный транспорт на строительстве разделяется на внешний, доставляющий грузы строительного назначения с мест отправления, находящихся вне строительной площадки, и внутри построечный, предназначенный для транспортных операций в пределах строительной площадки (доставки и перемещения строительных материалов, элементов конструкций и оборудования с карьеров, производственных предприятий и складов строительства).

Трудоемкость и стоимость транспортирования строительных грузов весьма значительны. В гидротехническом строительстве на транспортных операциях занято до 20% рабочих от общего» их количества на основных работах.

Особенностями внутрилостроечного транспорта в гидротехническом строительстве являются:
а) большой объем перемещений грунта, заполнителей и бетонной смеси;
б) разноообразие видов транспорта на протяжении строительства;
в) относительно короткие расстояния перевозок и высокая грузонапряженность.
Внутрипостроечный транспорт характеризуется, как правило, малыми перегонами — от нескольких метров до нескольких километров (обычно не более 4—5 км). В то же время грузонапряженность транспорта в большинстве случаев очень высока и достигает максимальных значений.

На строительстве приходится не только сочетать различные виды транспорта между собой, но и согласовывать его с производительностью и мощностью обслуживаемого парка строительных машин. Поэтому внутрипостроечный транспорт на земляных, бетонных и других строительных работах представляет собой одно из важных звеньев производственного процесса и должен быть строго подчинен режиму и ритму работы ведущих строительных машин.

Количество транспортных средств определяется исходя из среднего суточного грузооборота с поправкой на неравномервость, которая обычно учитывается коэффициентом неравномерности в пределах 1,15—1,5.

Внутрипостроечный горизонтальный транспорт разделяется на:
1) рельсовый—железные дороги нормальной (широкой) колеи (1524 мм) или узкой (750, иногда 1000 и 600 мм);
2) безрельсовый — автомобили бортовые и самосвалы, автотягачи с прищепами, специальные автомобили (цементовозы, цистерны, лесовозы и пр.), гусеничные и колесные (на пневмо-шинах) тракторы с прицепами;
3) специальный — канатные дороги (подвесные и рельсовые), ленточные конвейеры, гидротранспорт, пневмотранспорт и др.;
4) водный.

Наибольшее распространение в гидротехническом строительстве имеет безрельсовый транспорт — автомобильный и тракторный. Основными качествами автомобиля являются высокая скорость и маневренность, малый радиус поворота и способность преодолевать сравнительно крутые подъемы при значительной грузоподъемности. Автомобили являются наиболее гибким видом транспорта, выработка которого на 100 тыс. руб. строительно-монтажных работ достигает на строительстве ряда гидроэлектростанций 40 тыс. т, а стоимость выполненных работ составляет 10—15% общей стоимости строительства.

Гусеничные тракторы являются наиболее надежным видом транспорта в тяжелых дорожных условиях; они обладают значительным тяговым усилием на крюке и высокой проходимостью благодаря хорошему сцеплению ходовой части (гусениц) с грунтом и малому удельному давлению на грунт. Однако гусеничные тракторы имеют малую скорость (обычно до 12 км/ч) и поэтому применяются для перевозок на короткие расстояния, когда тихоходность мало сказывается на производительности и стоимости работ.

Недостатком автотракторного транспорта является его высокая первоначальная стоимость, а также более высокая стоимость обслуживания и ремонта по сравнению с другими видами транспорта. Кроме того, автотранспорт требует наличия хороших дорог.

Перспективными являются мощные тракторы-тягачи на пневмоколесах с бескамерными баллонами низкого давления, с двигателями мощностью до 1100 кет (1500 л. с.) и более. Они широко распространены в зарубежной практике, применяютя (как тягачи автопоезда, заменяющего примерно 60 грузовых автомашин, и обладают высокой проходимостью.

Железнодорожный транспорт в современном строительстве применяется главным образом для связи строительных площадок с общей сетью железных дорог, доставки к крупным объектам строительства больших количеств нерудных материалов и транспортирования больших масс грунта. Железнодорожный транспорт наиболее производителен, дешев, надежен и не зависит от метеорологических условий. Однако применение железнодорожного транспорта ограничивается минимальной дальностью перевозок — порядка 4—5 км. При меньшем расстоянии железнодорожные перевозки становятся дороже автомобильных.

Однако значение рельсового транспорта в современном строительстве в значительной мере уже утрачено, и в дальнейшем его роль будет еще более ограничиваться за счет вытеснения более прогрессивным безрельсовым транспортом.

Канатный транспорт (подвесные канатные дороги) применяется «а расстояниях от нескольких сот метров до нескольких километров преимущественно для доставки заполнителей с карьеров на строительную площадку или со складов на бетонные заводы. Большегрузные канатные дорога могут успешно применяться и для доставки армоконструкций, лесных и других материалов, готовых сборных железобетонных элементов весом до 10 т и для отсыпки каменных банкетов земляных плотин.

Ленточные конвейеры как внутрипостроечный транспорт в гидротехническом строительстве применяют главным образом для транспортирования грунта, заполнителей бетона и бетонной смеси, а также на отвальных местах работ в комплексе с мощными погрузочными экскаваторами. Длина конвейерных агрегатов может достигать нескольких десятков километров.

Пневматический транспорт широко применяют для транспортирования порошкообразных материалов и особенно цемента.

Гидравлический транспорт как самостоятельный вид внутри-построечного транспорта применяется очень редко. Обычно гидротранспортирование совмещается с добычей нерудных материалов, намывом земляных плотин, подводной разработкой котлованов и т. п.

Выбор транспорта производится в соответствии с объемом строительных работ, дальностью перемещения грузов, плановыми сроками перевозок и местными условиями (рельефам местности, состоянием дорог и т. д.). Для выбора наиболее экономичного вида транспорта необходимо подсчитать стоимость перевозок по нескольким вариантам и сопоставить полученные данные. Расходы, связанные с использованием транспорта, состоят из единовременных затрат, эксплуатационных расходов и затрат на погрузочно-разгрузочные работы, учитываемых отдельно.

К единовременным затратам относится стоимость транспортных средств, расходы по устройству дорог и погрузочно-разгрузочных сооружений (эстакад, платформ, складских площадок, гаражей и т. п.); к эксплуатационным — расходы на содержание и ремонт дорог и транспортных сооружений, стоимость энергии, топлива, воды, смазочных и обтирочных материалов, перевозочных средств; заработная плата обслуживающего персонала и т. д.

Эксплуатационные затраты начисляются по сметам, составляемым на определенный период эксплуатации данного вида транспорта.

Комментарии запрещены.