Космические тяжеловесы – узкоспециализированные транспортеры ALMA

С давних времен человека манил космос – золотая россыпь звезд в иссиня-черном небе обещала открытие загадок мироздания, сулила исполнение мечты в поиске новых миров и братьев по разуму.

И до тех пор, пока сами полеты в космос еще представляют для нас большую сложность, мы пытаемся заглянуть в него с помощью огромных механических глаз – сложнейших телескопов. Мы строим их вдали от огней и шума цивилизации, на вершинах гор и в безлюдных пустынях. Эти суперчувствительные титаны, чьи многометровые «зеркальные глаза» всегда обращены к звездам, дают нам возможность понять, кто мы есть и куда движемся. Но, строительство их всегда влечет за собой множество трудностей – от изобретения самых совершенных оптических технологий до способности доставить в отдаленную точку огромные запчасти телескопа. Ведь, чтобы, при условии иногда полного бездорожья, привезти на место монтажа многотонные, но очень хрупкие и крайне дорогостоящие антенны и зеркала, радиометры и облучатели, требуются и такие же необычные, как сам телескоп, транспортные средства. Словно гигантские инопланетные пауки, они движутся по пустыням и плоскогорьям, иногда совершая невозможное – спокойно, но уверенно везут на своих «хребтах» бесценный груз, внося существенный вклад в дело развития космоса. И сегодня мы хотим вам рассказать об одной из таких удивительных машин, назначение которой является исключительно перевозка огромных радиотелескопов.

В свое время ее создали для доставки узлов и агрегатов астрономического радиоинтерферометра ALMA (Atacama Large Millimeter Array) – 6-го по величине комплекса радиотелескопов, построенного в 2013 году в чилийской пустыне Атакама.

130-тонную машину, названную ALMA-транспортёр, специально разработали и создали инженеры немецкой машиностроительной компании «Scheuerle» по заказу Европейской организации астрономических исследований в Южном полушарии (ESO). Единственным назначением этого транспортера было доставлять на место строительства телескопа его гигантские антенны и зеркала, а потому, такая машина должна была обладать не только огромными размерами и грузоподъемностью, но и быть невероятно «нежной», плавной и безопасной. Ведь ей предстояло осуществлять транспортировку безумно дорогостоящих агрегатов, повредить которые было нельзя.

Астрономический радиоинтеферометр ALMA должен был состоять из 66 радиотелескопов 12-ти и 7-метрового диаметра, и его строительство, которое велось на протяжении почти 10 лет, проходило в несколько этапов, став в итоге самым дорогим подобным объектом за всю историю человечества – стоимость его строительства составила $1,4 млрд.

Телескопы доставлялись в чилийскую пустыню постепенно — некоторые радиоантенны имели диаметр 12 метров и весили почти 115 тонн, и все они требовали в дороге бесперебойного подключения к электропитанию.

Транспортер ALMA Otto для перевозки радиотелескопов

Их следовало везти бережно и аккуратно, то есть, транспортеру, проводившему доставку антенн по 28-километровому отрезку пути, идущему в гору, надлежало быть очень стабильным и устойчивым.

Для этих целей было построено два одинаковых транспортера, каждый из которых получил свое имя: одного назвали Отто, второго – Лора (Otto и Lore).

Оба грузовика, установленные на 28-колесную базу, имеют длину 20 метров, ширину 10 метров и высоту 6 метров. Пустая масса каждого автомобиля составляет 130 тонн, и чтобы обеспечить тягу такому груженому транспорту, его оснастили двумя дизельными двигателями мощностью по 700 л.с. (500 кВт) и двумя 1500-литровыми топливными баками.

И, несмотря на такие габариты и мощность, оба этих желтых титана способны на своих «спинах» с миллиметровой точностью стабильно удерживать на месте антенны, подключенные к источнику питания. Для этих целей их также снабдили специальными тормозными, стабилизирующими и предохранительными системами.

А так как доставка запчастей телескопов проводилась на большой высоте над уровнем моря, водителям Отто и Лоры приходилось вести машину в маске, подключенной к кислородному баллону. Впрочем, водители были не единственными, кому доводилось терпеть дискомфорт, вызываемый разряженным атмосферой. В таких условиях, каждый из 700-сильных двигателей транспортеров мог едва «выжимать» из себя 450 лошадиных сил (320 кВт), достигая место доставки, расположенного на высоте 5000 метров над уровнем моря.

И, конечно, в силу всех обстоятельств, эти автомобили двигались невероятно медленно, большую часть пути развивая скорость 12 км/ч (в негруженом состоянии транспортеры способны развивать максимальную скорость 20 км/ч).

Наверное, вы скажете, что это слишком мало, но главной задачей данных транспортеров была на скорость доставки, а аккуратность и точность. Которой, кстати, водители могли добиваться, в том числе, с помощью дистанционного управления. Во время процессов загрузки и разгрузки антенны или проведения иного деликатного маневра, водитель мог покинуть кабину грузовика, и контролировать рабочие процессы джойстиками и кнопками пульта дистанционного управления.

Первая доставка гигантской антенны для ALMA состоялась в июне 2008 года. Затем, на протяжении 5 лет на плато, где строился комплекс радиотелескопов, постепенно доставлялись и все остальные антенны.

Как только ценный груз достигал места назначения, транспортер начинал использовать в работе лазерные и ультразвуковые маркеры и детекторы, дабы установить антенну в предназначенное именно для нее место – специально оборудованную силовыми и оптоволоконными соединениями бетонную площадку. А поскольку с каждой доставкой на плато появлялось все больше антенн, специальные датчики столкновения и компьютерные алгоритмы бортового компьютера грузовика, указывали водителю, как безопасно совершать транспортные маневры, предотвращающие столкновения с антеннами. В итоге, за 5 лет оба необычных транспортера – Отто и Лора перевезли все 66 антенн и остальные агрегаты телескопа, ни разу не попав в аварию или опасную ситуацию. Таким образом, благодаря этим гигантским грузовикам человечество на один шаг стало ближе в вопросе изучения космоса.

Комментарии запрещены.