Землеройные ковши


Каким должен быть идеальный ковш для дорожно-строительной машины?

Он должен быть износостойким, копать с высокой производительностью и экономичностью и иметь разумную цену, позволяющую быстро окупить вложения.

Вы решаете обновить свой парк, купив новый экскаватор, тщательно его выбираете из многих марок и моделей. И вот, наконец, новая машина у вас. Небольшая заминка — экскаватор пришел без навесного оборудования — решена, и вы навешиваете старый ржавый 10-летний ковш. Но уже через пару недель начинаете понимать, что производительность нового экскаватора не стала больше, чем была у старого, и даже топливной экономии что-то не заметно по сравнению со старой машиной!

На самом деле большинство экскаваторных ковшей зачастую копают не лучше тупого старого плуга. Каждая крупица материала должна буквально «вталкиваться» внутрь этих изношенных, а порой и неправильно спроектированных, ковшей при внедрении в грунт, в результате затрачивается лишняя энергия и, как следствие, расходуется лишнее топливо.

Все составные части любого экскаваторного ковша для земляных работ взаимодействуют с разрабатываемым материалом, однако есть среди них три важнейших компонента — зубья, режущая кромка и боковые щеки с бокорезами. Если с материалом в момент внедрения соприкасается любая другая часть ковша — это недостаток его конструкции и лишние затраты мощности и топлива для машины. Такой ковш будет вхолостую «съедать» деньги хозяина. В наше время, когда строительные компании стремятся сократить расходы на топливо, владелец экскаватора должен знать — как бы ни была экономична сама машина, но если ковш имеет неправильную конструкцию, владелец не сможет реализовать преимущества новых технологий, использованных в машине, в полной мере, несовершенный ковш будет буквально вытягивать средства из вашего кармана.

Подобно тому, как для легкового автомобиля важна аэродинамика, ковш экскаватора тоже должен иметь правильную «грунтодинамику», т. е. внедряться в грунт эффективно и без затруднений, с минимальным сопротивлением, сокращая производственные затраты владельца. Правильно сконструированный экскаваторный ковш для земляных работ должен окупиться за первый же год эксплуатации и начать приносить доход компании.

Поэтому при выборе экскаваторного ковша следует обратить внимание на его конструкцию и форму. Ковш должен иметь трапециевидную форму в поперечной и продольной плоскостях, чтобы быть более «обтекаемым» и легче внедряться в грунт. Режущая кромка должна несколько выступать по бокам ковша, чтобы создавать достаточный зазор между щеками и разрабатываемым материалом. Накладки с зубьями или режущей кромкой защищают ковш от чрезмерного износа. Высококачественная накладка способна проработать до износа 1600-1800 моточасов, но известны примеры, когда они работали и до 4000 моточасов. Конечно, темп износа сильно зависит от характеристик грунта.

Зубья должны быть связаны с боковыми стенками ковша, чтобы увеличить прочность конструкции, и должны расходиться под определенным углом, чтобы создавать для ковша оптимальный зазор в разрабатываемом грунте. Зубья ковша должны крепиться таким образом, чтобы штифт крепления не испытывал напряжений. Штифты и прочие детали крепления компонентов ковша должны фиксироваться болтами, чтобы компоненты можно было легко заменять или переворачивать другой стороной, когда одна сторона износится.

Кронштейны с проушинами крепления ковша должны охватывать заднюю стенку (днище) ковша, чтобы обеспечивать максимальные усилия и минимальный люфт и усталостный износ ковша при работе.

Ковш должен изготавливаться из сортов стали, способных выдерживать тяжелые условия эксплуатации с не всегда своевременным обслуживанием и обеспечивать длительный срок службы.

Шведская компания Bofors, кроме прочей продукции, занимается разработкой и выпуском инновационных и высокопроизводительных ковшей для дорожно-строительных машин. Подобно испытаниям автомобилей в аэродинамической трубе обтекаемость ковшей компания проверяет, проводя их через специальный субстрат по такой же дуговой траектории, по которой ковши движутся, находясь на рукояти экскаватора. По результатам подобных испытаний был спроектирован двойной радиус задней стенки ковша. Правда, сегодня мало кто из производителей использует этот ковш, поскольку он довольно дорог в производстве и получается неконкурентоспособным по цене на рынке.

Многие производители, особенно китайские, изготавливают ковши из малоуглеродистой стали. Ковши из такой стали недостаточно прочны и долговечны. Некоторые производители компенсируют недостатки конструкции своих ковшей увеличением толщины стенок и увеличением мощности сварочных швов. Однако эти меры не дают ожидаемого эффекта. Ковши действительно становятся немного прочнее и долговечнее, но также и тяжелее, и по этой причине производительность и экономичность их при земляных работах невелика.

Комментарии запрещены.