Грейдер-элеватор Д-192

Бульдозеры и скреперы являются машинами цикличного действия и применяются для земляных работ при определенных дальностях возки грунта. В дорожном строительстве используются также землеройные машины непрерывного действия — так называемые грейдер-элеваторы. Они применяются для сооружения насыпей автомобильных и железных дорог высотой до 1,5—1,8 м из боковых резервов в равнинных местностях, а также для копания оросительных каналов в сельском хозяйстве.

Грейдер-элеватор Д-192 (пис. 92) работает на прицепе к трактору С-80 и имеет отдельный двигатель для привода ленточного транспортера и механизмов управления.

Рабочими органами грейдер-элеватора являются дисковый плуг и ленточный транспортер. Плуг крепится к плужной балке, прикрепленной к тяговому шкворню передней оси.

Дисковый плуг погружается в грунт и при движении машины вперед вырезает сегментную стружку, которую отваливает на ленту транспортера. Лента отводит вырезанный грунт вверх и вправо по ходу и сваливает его через ведущий барабан в насыпь или отвал; грунт можно также погружать в транспортные средства — автосамосвалы или тракторные прицепы Д-179А.

Ленточный транспортер подвешен в трех точках на цепях и канатах к механизмам управления, укрепленным на основной раме машины. При помощи этих механизмов можно раздельно поднимать ведущий барабан и нижнюю часть транспортера, благодаря чему изменяется угол наклона транспортера и высота его барабана относительно земли.

Нижняя часть транспортера поддерживается лыжей, скользящей по земле, и связана цепью с передней осью машины; цепь тянет транспортер при движении машины вперед и препятствует его перекосам относительно рамы и плуга.

Плужная балка связана с передней осью шкворнем и может подниматься и опускаться подъемным механизмом и канатным полиспастом, изменяя глубину погружения диска в грунт и, следовательно, увеличивая или уменьшая сечение вырезаемой стружки грунта.

Тяга, необходимая для резания грунта и движения машины, передается от трактора через сцепную серьгу и дышло.

Двигатель установлен впереди рамы и посредством муфты сцепления, редукторов и карданных валов приводит ведущий барабан ленты транспортера и распределительную коробку привода механизмов управления. От распределительной коробки карданными валами приводятся редукторы подъемных механизмов плужной балки и транспортера.

Подъемные механизмы включаются и выключаются рычагами управления, смонтированными на распределительной коробке непосредственно перед сиденьем водителя.

Грейдер-элеватор передвигается на передних и задних колесах, оснащенных пневматическими шинами. Левые по ходу машины передние и задние колеса одинарные, правые — сдвоенные, так как нагрузка на правые колеса больше из-за наличия консоли ленточного транспортера и веса лежащего на нем грунта.

От распределительной коробки карданными валами приводятся червячные редукторы подъемных механизмов плужной балки и транспортера. Все червячные редукторы реверсивные.

На валах червячных шестерен каждого редуктора имеются барабаны, которые цепями и канатами поднимают и опускают рабочие органы. При наматывании цепей и канатов на барабаны рабочие органы поднимаются, а при сматывании опускаются. При останозке редуктора соответствующий рабочий орган фиксируется в данном положении за счет самоторможения червячной пары.

Ведомый барабан при помощи конического редуктора и цепной передачи приводит очистительный механизм ленты транспортера

Реверсирование червячных редукторов подъемных механизмов осуществляется распределительной коробкой. Коническая шестерня, постоянно вращающаяся от карданного вала, вращает в противоположных направлениях конические шестерни реверса, а с ними вместе вращаются в противоположных направлениях два ряда последовательно сцепленных цилиндрических шестерен.

Каждая пара шестерен смонтирована на валах, в средней шлицованной части которых имеются кулачковые муфты. При передвижении вдоль вала кулачковая муфта входит в зацепление с торцовыми кулачками шестерни или шестерни, благодаря чему вал начинает вращаться в ту или другую сторону и карданным валом приводит во вращение червячный редуктор соединенного с ним подъемного механизма. Муфты переключаются парными поводками, закрепленными на хвостовиках рычагов управления.

В нейтральном положении муфты фиксируются пружинными стопорами. При нажиме рукой на рычаг муфта включается в зацепление с одной из шестерен. Скосы кулачковых венцов шестерен отжимают муфту в нейтральное положение, как только водитель снимает руку с рычага вместе с муфтой нейтральное положение занимает и рычаг.

Все передачи распределительной коробки смонтированы в литом чугунном корпусе, в который заливается масло для смазки деталей механизма. Смазка разбрызгивается внутри корпуса нижними коническими шестернями.

Диск грейдер-элеватора крепится болтами к опоре, имеющей торцовый зубчатый венец. Центральным болтом опора вместе с диском крепится к дискодержателю. Соединение зубчатых венцов опоры и дискодержателя исключает вращение диска в работе. После износа некоторой части режущей кромки по окружности диска последний может быть переставлен на зубьях деталей для ввода в работу нового участка режущей кромки.

Дискодержатель приварен к кронштейну, который соединительными планками и болтами крепится к плужной балке.

Крепление позволяет менять положение диска по высоте перестановкой на отверстиях кронштейна и менять положение диска вдоль плужной балки перестановкой на отверстиях последней.

Угольник крепится к плужной балке болтами. Для установки диска под нужным углом резания необходимо переставить подкос на отверстиях.

Ведущий вал приводится коническим редуктором. Обечайка барабана облицована резиной для лучшего сцепления с транспортерной лентой.

Ведомый барабан сварен из обечайки и двух опорных цапф.

Транспортерная лента плоская и поддерживается плоскими роликоопора ми 6\ под грузовой ветвью устанавливается ролико-опор, а под холостой ветвью.

Натяжение транспортерной ленты осуществляется продольным перемещением нижней секции рамы транспортера по направляющим планкам основной рамы транспортера. Для этого служит винтовой натяжной механизм.

Рама транспортера имеет, кроме того, среднюю секцию (вставку), за счет которой можно изменять длину транспортера с 6 до 8,5 м (длина вставки 2,5 м). При этом меняется и длина ленты — с 13,25 м до 18,25 м.

Грунт, попавший на внутреннюю поверхность транспортерной ленты, удаляется очистительным механизмом.

Задние правые сдвоенные колеса монтируются на полуоси, прикрепляемой двумя стремянками к задней балке рамы машины. Полуось имеет запас длины и может быть выдвинута вправо по ходу для увеличения вылета колес и улучшения боковой устойчивости машины.

Левое заднее колесо имеет одинарную шину и монтируется на полуоси, прикрепляемой к задней балке рамы такими же стремянками; полуось не переставляется.

Детали колес грейдер-элеватора подобны деталям колес тракторного прицепа Д-179А.

Полуоси передних колес имеют проушины, которыми при помощи поворотных шкворней присоединяются к кулакам, приваренным к передней оси. Поворотные рычаги 10 изготовлены заодно с проушинами полуосей и шарнирно соединены друг с другом и с поворотной скобой 5 дышла рулевыми тягами.

Дышло соединено с передней осью 6 двумя взаимно-перпендикулярными шкворнями, обеспечивающими свободу движения грейдер-элеватора по вертикальным неровностям пути.

Рулевое управление передними колесами грейдер-элеватора осуществляется автоматически: при повороте трактора дышло следует за ним в сторону поворота; при этом скоба отводится в сторону, противоположную повороту, и тягами посредством рычагов поворачивает колеса в нужную сторону.

Расположение скобы несимметрично и снесено вправо по отношению к продольной оси машины. Благодаря этому грейдер-элеватор производит крутые повороты вправо, т. е. в сторону расположения консоли транспортера, и пологие повороты влево, в сторону расположения дискового плуга, что соответствует условиям работ при копании грунта.

Поворот дышла вправо ограничивается угольником, приваренным к передней оси; поворот дышла влево не ограничивается.

Дышло может быть установлено под углом к продольной оси машины; для этого на скобе имеется ряд отверстий, соединяющихся штырем с отверстием внутренней скобы дышла.

Передняя ось 6 соединена с правой стороной рамы шкворнем и реактивной рамой, воспринимающей и передающей раме толчки от встречи колес с препятствиями. С левой по ходу стороны машины имеется амортизатор (см. разрез по ВВ)Г при помощи которого передняя ось 6 соединена с левой стороной рамы 20 машины.

Такое соединение значительно улучшает поперечную устойчивость машины и допускает большие вертикальные перемещения колес при встрече с неровностями пути без перекоса всей машины.

Амортизатор состоит из пружины, телескопических стаканов, диафрагмы и скалки стакан соединен с передней осью шарниром.

Когда левое колесо наезжает на препятствие, то левая часть передней оси поднимается и стакан, пройдя отверстие в диафрагме, входит в стакан. При дальнейшем подъеме пружина упирается в диафрагму и начинает сжиматься, смягчая толчок от встречи колеса с препятствием.

Когда левое колесо попадает в углубление, то стакан своей закраиной опирается на нижнюю головку скалки исключает таким образом разъединение передней оси с рамой.

При наезде правых передних колес на препятствия амортизатор не оказывает никакого влияния на наклон передней оси и подъем рамы машины.

Тяговое усилие передается от серьги к шкворням посредством дышла. Пружина сцепного устройства служит для смягчения рывков при трогании с места, при наездах колес на препятствия и при встречах дискового плуга с твердыми включениями в грунте.

Эксплуатация. Для достижения высокой производительности грейдер-элеватора Д-192 надо уделять особое внимание правильной наладке рабочих органов машины.

Барабаны и поддерживающие ролики транспортерной ленты должны быть установлены так, чтобы лента не перекашивалась и не сбегала в стороны с барабанов. Слишком большое натяжение ленты вызывает быструю ее вытяжку; слабое натяжение приводит к пробуксовыванию ленты и ее истиранию о барабаны и ролики; и то и другое вызывает быстрый износ ленты.

Натяжение ленты должно быть таким, чтобы не было провисания ее между роликами и чтобы лента двигалась по барабанам без пробуксовки. Перекосы и сбегания ленты должны быть исключены, для чего надо выверить ведущий и ведомый барабаны.

После окончания работы лента должна быть ослаблена и натянута перед началом новой смены.

Площадку для работы грейдер-элеватора необходимо предварительно подготовить: засыпать местные неровности — рвы, канавы, ямы; срезать бугры, выкорчевать пни, кустарники и крупные камни.

Для первых проходов грейдер-элеватора параллельно строящемуся полотну дороги, особенно на криволинейных участках, направление его движения размечают вешками. При последующих проходах машины тракторист ориентируется по следу диска от предыдущих проходов.

Грейдер-элеваторы работают на грунтах I, II, III ,и IV категорий. Грунты IV категории должны быть предварительно разрыхлены.

Грейдер-элеваторы работают с пониженной производительностью на песчаных и сыпучих грунтах из-за больших потерь срезанного грунта между диском и транспортером и не могут работать на галечниковых грунтах и торфяниках.

Комментарии запрещены.

Контакты

Контактные телефоны:

(044) 837-96-58 (приобретение грузовой авто- и спецтехники)

(044) 837-78-22 (оптовая реализация запасных частей)

(044) 837-36-17 (сервисный центр)