Дорожные машины в 20 веке

Транспорт развивается в постоянном взаимодействии со всеми отраслями народного хозяйства, в неразрывной связи с расширением товарообмена и разделением общественного труда. Техника же транспорта и его организация находятся в самой тесной зависимости от уровня развития производительных сил и научно-технического прогресса в народном хозяйстве.

В широком смысле слова транспорт является отраслью производственной деятельности, связанной с перемещением людей и грузов, с перемещением орудий производства, продуктов труда во всех сферах народнохозяйственной жизни общества.

Транспорт появился с самых первых ступеней хозяйственной деятельности человека. Первобытный человек пользовался для перемещения небольших грузов естественными примитивными средствами — собственной силой и прирученными животными. Со временем такие примитивные транспортирующие средства перестали удовлетворять возросшие потребности общества. Изобретение повозки позволило заменить вьючную перевозку грузов гужевой. В первых повозках в качестве колес использовали поперечные обрубки из бревен, а позднее — скрепленные поперечными планками ободья. В дальнейшем стали употреблять колеса со ступицами и спицами. Повозки значительно облегчили передвижение по суше, но только в тех местах, где не было больших природных препятствий, или по дорогам, искусственно приспособленным для движения. Поэтому впервые повозки получили распространение в степных и пустынных районах: на юге Европы, в Средней Азии, в Египте и т. д.

Образование больших континентальных государств со сравнительно малой сетью рек вызвало необходимость наладить постоянное сообщение как внутри этих государств, так и между ними.

Из всех древних народов наиболее высокого уровня в искусстве строительства дорог достигли римляне, о чем можно судить но ряду сохранившихся дорог. Особо важные римские дороги представляли собой весьма прочные капитальные сооружения. Дороги в Римской империи строил» из каменных плит, гравия, булыжного камня на известковом растворе. На сооружение таких капитальных дорог расходовалось огромное количество каменных материалов — до 13 000 мг на 1 км. Римские дороги сооружали Рабы, использовавшие самые примитивные орудия (молоты, мотыги, кирки, каменные катки).

В России началом систематического строительства дорог можно считать 1720 г. Вначале это были грунтовые дороги, укрепленные на топких местах фашинами * или бревенчатым настилом. По дорогам того времени грузы перевозили исключительно гужевым транспортом.

Примерно в это же время стали создаваться первые элементы современной дорожной техники.

Изобретение в 1765 г. И. И. Ползуновым паровой машины оказало влияние на развитие сухопутного транспорта. Были сделаны попытки приспособления ее для самодвижущихся повозок. Однако повозки с паровым двигателем получались слишком громоздкими и широкого применения не получили.

Изобретение в семидесятых годах прошлого столетия двигателей внутреннего сгорания и широкое их применение привело к замене паровых экипажей автомобилями и оказало решающее влияние на развитие сухопутного транспорта.

Рост количества самоходных экипажей диктовал необходимость усиленного строительства усовершенствованных дорог. Одновременно развивалась наука о строительстве Дорог.

Уже в конце XVIII века были опубликованы работы, в которых делались попытки обобщить опыт дорожного строительства в России и установить некоторые принципы постройки и содержания грунтовых дорог, каменных мостовых и первых шоссейных дорог. В XIX и начале XX века был разработан ряд пособий по дорожному делу, правил и инструкций по проектированию, строительству и ремонту дорог. В создании первых элементов современной дорожной науки выдающуюся роль сыграли многие воспитанники специальных учебных заведений России и прежде всего Петербургского института инженеров путей сообщения.

В нашей стране уже в дооктябрьский период ее развития техника постройки, ремонта и содержания дорог во многом не только не уступала, но часто опережала дорожную технику ряда других стран.

Среди многих выдающихся русских деятелей дооктябрьского периода в области дорожной техники и науки следует особо Отметить И. К. Гергарда, В. И. Гурьева, М. С. Волкова и М. А. Лях-ницкого. В конце этого периода начал свою деятельность по созданию основ современной дорожной техники Г. Д. Дубелир, работа которого была особенно плодотворной в послеоктябрьский период развития дорожного строительства в нашей стране.

Огромный вклад в науку по строительству и усовершенствованию автомобильных дорог вложили советские ученые, доктора наук П. В. Сахаров, П. Н. Шестаков, А. К- Бируля, Н. И. Иванов, А. И. Анохин, Н. В. Орнатский, В. Ф. Бабков, инж. В. А. Бочин и др.

Широкое использование дорожностроительных машин, глубокое знание техники и умение владеть ею оказали существенное влияние на количественный и качественный рост автомобильных дорог.

В дореволюционной России не было заводов дорожных машин. Только после Великой Октябрьской социалистической революции наряду с восстановлением и дальнейшим развитием различных видов транспорта начала развиваться новая отрасль промышленности — дорожное машиностроение.

В 1926 г. на Онежском заводе в Петрозаводске впервые было организовано изготовление несложных дорожных машин, конных и тракторных утюгов, конных скреперов емкостью 0,1—0,25 ж3, тракторных скреперов емкостью 0,5 лг3, легких грейдеров.

Особенно широко стало развиваться производство дорожных машин после 1930 г., когда был создан первый трест дорожного машиностроения (Дормаштрест). За период 1930—1940 гг. было освоено производство свыше сотни различных типов машин. Валовой выпуск дорожных машин за 10 лет увеличился в 14 раз. К концу второй пятилетки отдельные заводы Дормаштреста превратились в специализированные предприятия дорожного машиностроения.

Резко увеличилось производство дорожных и строительных машин в послевоенные годы. Были созданы новые высокопроизводительные машины для строительства усовершенствованных дорог и мостов.

Конструкторы, научные работники, рационализаторы, изобретатели и передовики производства успешно работают над созданием новых, оригинальных конструкций дорожных машин, их усовершенствованием и технологией их изготовления.

Группа конструкторов (Б, И. Сатовский, Т. Е. Исаев, Н. Г. Дом-бровский) создала шагающий экскаватор с ковшом емкостью 14 ж3, который с успехом применяется на крупных гидротехнических стройках Советского Союза.

Большой вклад в разработку конструкций новых машин внес коллектив Уралмашзавода, выпустивший шагающий экскаватор с ковшом емкостью 25 мг. Стрела этого экскаватора длиной 100 лг позволяет отбрасывать грунт на расстояние до 200 м от места копания. Это самый большой экскаватор в мире.

Конструкторы Б. М. Шкундин, М. А. Горин и др. создали пло-вучий снаряд-гигант, который за 1 час землесосом засасывает со дна водоема и перемещает 1000 м3 грунта на расстояние до 4 км.

Большим достижением в технике дорожн‘ого строительства яе ляется создание бетонных заводов, представляющих собой автоматически действующие предприятия.

Особое значение при строительстве дорог имеет также переход от механизации отдельных процессов к комплексной механизации строительства, т. е. к такому способу производства строительных работ, при котором механизируются все основные, входящие в данную работу процессы. Типы и количество машин, применяемых при выполнении каждого процесса, подбираются таким образом, чтобы их производительность соответствовала производительности ведущих машин и была максимально использована. Так, например, при механизации работ по возведению дорожного земляного полотна должны быть механизированы рыхление (при тяжелых грунтах), копание и погрузка в транспортные средства, транспортирование, разгрузка, разравнивание и уплотнение грунта в насыпи.

Высшей ступенью механизации является автоматизация строительного производства. Сущность автоматизации заключается в применении приборов, приспособлений и аппаратов, освобождающих человека от затраты физических усилий, позволяющих осуществить производственные процессы лишь под его контролем. Автоматика позволяет значительно ускорить выполнение и увеличить точность технических операций. В современных условиях техника автоматизации достигла такой степени развития, что за обслуживающим персоналом в ряде случаев остается только общее инженерно-техническое руководство производственным процессом: наладка приборов, определение технологического режима и контроль при помощи специальных аппаратов и приборов.

Автоматизация производства осуществляется путем постепенного перехода от полуавтоматических машин к автоматическим поточным линиям, а затем и к автоматической системе в целых цехах и предприятиях.

При автоматизации большое значение приобретает телемеханика — техника управления, регулирования и контроля на расстоянии.

Примером автоматизированных предприятий на строительстве могут служить автоматизированные дробильные, бетонные заводы и заводы железобетонных изделий.

Строительная техника в СССР в послевоенные годы развивалась по пути дальнейшей индустриализации строительных процессов, механизации тяжелых и трудоемких работ, снижения ‘стоимости строительства и повышения его качества.

Директивами XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану на 1956—1960 гг. намечен новый мощный подъем народного хозяйства Советского Союза и предусмотрено дальнейшее развитие производительных сил страны путем перехода на более высокий технический уровень производства.

Комментарии запрещены.