Машины для подготовительных работ

Подготовительные работы предшествуют основным земляным работам при возведении полотна железных и автомобильных дорог, строительстве каналов и других транспортных сооружений.

Наиболее трудоемкими из них являются очистка территории строительства от леса, кустарника и крупных камней, а также рыхление тяжелых и каменистых грунтов, непосредственная разработка которых землеройными машинами нерациональна.

В соответствии с выполняемыми подготовительными работами машины подразделяются на две основные группы: машины для расчистки территории строительства и машины для рыхления грунтов.

Машины для подготовительных работ относятся к группе дорожных машин и носят индекс ДП.

Для выполнения подготовительных работ применяют кусторезы, корчеватели, корчеватели-собиратели и рыхлители, являющиеся сменным, навесным оборудованием к мощным гусеничным тракторам или колесным тягачам.

Кусторез предназначен для срезания на уровне земли кустарников и мелких деревьев диаметром до 0,25 м.

Пассивный рабочий орган кустореза выполнен в виде клинообразного отвала, к нижним кромкам которого крепятся сменные гладкие или пилообразные режущие ножи, имеющие в плане вид треугольника. В передней части отвала установлен носовой лист для раскалывания пней и раздвигания сваленных деревьев.

Усилие рабочему органу передается через толкающую раму, шарнирно прикрепленную к ходовым тележкам трактора. Рама с отвалом соединяется сферической головкой: При движении кустореза вперед опущенный в рабочее положение отвал с ножами скользит по поверхности земли и срезает кустарники и мелкие деревья, образуя за собой проход, равный ширине захвата отвала (до 3.6 м). Кусторез снабжен защитным ограждением в виде каркаса из стальных труб, предохраняющим трактор от повреждений при падении срезаемых деревьев. Управление рабочим органом— гидравлическое. Подъем и опускание отвала осуществляется двумя гидроцилиндрами 5 двустороннего действия, работающими от гидросистемы тягача.

Ножи периодически затачивают переносной шлифовальной головкой с абразивным кругом, получающим вращение через длинный гибкий вал от трансмиссии трактора.

Производительность кусторезов с пассивным рабочим органом ; 11000—14 000 м2/ч при средней скорости движения машин 3—4 км/ч.

Корчеватели и корчеватели-собиратели применяют для извлечения (корчевания) из грунта и последующей уборки крупных камней, пней диаметром до 450 мм, корневых систем, а также кустарника и поваленных деревьев, оставшихся после прохода кустореза. Кроме того, корчеватели могут производить рыхление плотных грунтов на глубину до 0,3 м.

Рабочий орган корчевателя-собирателя — сменный отвал 8, в нижней части которого закрепляют от 3 до 8 сменных корчующих зубьев из износостойкой стали. Отвал крепится к универсальной толкающей раме, которая может быть использована для навески рабочих органов кустореза и универсального бульдозера. Поднимают и опускают толкающую раму двумя гидроцилиндрами, управляемыми с помощью гидрораспределителей, трактора. Процесс корчевания крупных камней, пней и корней деревьев производится путем заглубления под них зубьев корчевателя при опускании отвала и одновременном поступательном движении машины вперед. При подъеме отвала камни, корни и пни извлекаются из земли.

Часовая производительность корчевателей-собирателей при корчевании пней составляет до 40-—50 шт., при уборке камней до 15—20 м3, при сгребании срезанных деревьев, выкорчеванных пней и кустарника — до 2500—4000 м2.

Рыхлители применяют для послойного разрушения плотных каменистых, скальных и мерзлых грунтов перед разработкой их (или погрузкой) землеройными машинами, при отрывке котлованов и широких траншей, а также для взламывания покрытий дорог и улиц при прокладке через них трубопроводов и коммуникаций открытым способом. Рыхлитель представляет собой навесное оборудование с гидроприводом на мощный гусеничный трактор.

Рабочий орган рыхлителя имеет один или три сменных зуба с литыми наконечниками из износостойкой стали, установленных с шагом 800—1020 мм. Зубья однозубых рыхлителей выполняют обычно неповоротными и жестко закрепляют в кармане несущей рамы. Зубья трехзубых рыхлителей закрепляют в специальных кронштейнах-флюгерах, поворачивающихся в плане на угол 10±15°. Рама, тяга и балка навесного устройства рыхлителя составляют четырехшарнирную параллелограммную систему, обеспечивающую постоянный угол резания зуба при различной глубине рыхления. На средний зуб устанавливается буферное устройство при работе рыхлителя с трактором-толкачом.

Разрушение грунтов и пород происходит при поступательном движении машины и одновременном принудительном заглублении зубьев до заданной отметки. Опускание, принудительное заглубление и фиксирование рыхлителя в определенном рабочем положении, а также подъем его при переводе в транспортное положение производится двумя гидроцилиндрами двустороннего действия, работающими от гидросистемы трактора.

Трехзубый рыхлитель может производить рыхление одним средним зубом, двумя симметрично; поставленными (или всеми тремя) в зависимости от физико-механических свойств грунта и заданной ширины и глубины рыхления.

Рабочую скорость движения и величину заглубления рыхлителя в грунт выбирают такими, чтобы- обеспечивалась наибольшая выработка машины для данных конкретных грунтовых условий при наиболее полном использовании мощности двигателя.

Рыхление грунта на каком-либо участке может осуществляться за один или несколько проходов. Послойное рыхление может производиться параллельными резами в двух взаимно перпендикулярных направлениях или под углом к первоначальным проходам (перекрестное рыхление). Для перемещения разрыхленного грунта, засыпки траншей и выполнения различных планировочных работ спереди трактора навешивается бульдозерный отвал, управляемый двумя гидроцилиндрами, работающими от гидросистемы базового тягача.

Отечественные рыхлители навешиваются на тягачи мощностью 108—540 л. с. (80—390 кВт), имеют наибольшую ширину захвата (при трех зубьях) 1480—2140 мм и рыхлят грунты высокой прочности на глубину 0,4—1,2 м. Производительность навесных рыхлителей на грунтах IV—V категорий составляет 60—130 м3/ч, средняя рабочая скорость движения 2,5—5 км/ч.

Комментарии запрещены.