Первые трактора МТЗ

В 48 году завод получил от партии задание на разработку колёсного трактора для многих работ с мощностью двигателя 37 л/с. Это был первый трактор с системой гидравлических навесов, для которой не нужен был прицепщик. Скоро были завершены чертежи двух машин.

Появление новых МТЗ-1 и МТЗ-2
Этому трактору было дано имя «Белорус». Он был разработан для работы со всеми видами прицепов для работ в полях. Трактор был спроектирован в двух видах: МТЗ-2 – предназначен был обрабатывать культуры имеющие низкие стебли. Его колеи от задних колёс и передних совпадали друг с другом, а у МТЗ-1 спереди было одно сдвоенное колесо и колея от него располагалась между колеями задних колёс, эта машина предназначалась для уборки культур с высокими стеблями. Огромные диски задних колёс могли иметь шины низкого давления или быть выполнены полностью из металла с металлическими грунтозацепами.

Он имел сзади привод вала для отбора крутящего момента не зависящий от основного, гидравлику, управляющую навесными прицепами. Прицепы стали сниматься с навесов трактора и регулироваться. В 49 году в сборочном цехе завода собрали первый колёсный трактор, который стал базовой моделью для выхода нового трактора «МТЗ-2», который должен был выходить серийно. 53 год стал историческим моментом для МТЗ, когда в сборочном цеху рабочие собрали 2 первых трактора обоих марок. Эти трактора стали выпускаться серийно и определили дальнейшую судьбу завода, который должен был заниматься выпуском в основном колёсного транспорта.

Разработка газогенераторных трелевочных гусеничных тягачей с индексом КТ-12
Начальству минского завода в весну 51 года пришло от правительства важное поручение – начать разработку и выпуск тракторов для вывоза леса. Лесозаготовительная промышленность очень нуждалась в этих машинах. До её создания лес вывозили лошадьми или вытаскивали на лебёдках. Чтобы сделать машину более дешёвой в эксплуатации, решено было поставить на неё газовый генератор. Соляра стоила немало, а после вала леса оставалась масса опилок и сухого древесного лома, которые отлично подходили для газогенератора. Это была первая машина для волочения леса, созданная в Советском Союзе, в мире больше аналогов ей не было. Он был разработан на другом заводе, выпускался на нём до 1951 года и после этого был передан белорусскому минскому заводу для налаживания производства. Второй раз МТЗ приходилось выполнять задание партии в кратчайшие сроки, на налаживание выпуска этой машины было дано всего 3 месяца, и завод задачу выполнил. В августе 51-го на заводе собрали первые несколько новых тягачей КТ-12. При эксплуатации машина не раз модернизировалась, благодаря чему удалось повысить срок её работы в полтора раза.

Создание трелевочного ТДТ-40
В 1950 году партия решила, что уже не новый КТ-12 перестал справляться с возросшими потребностями лесозаготовительной промышленности. Минскому заводу была поставлена задача создать новую машину по вывозу леса с более мощным движком на 60 л/с. Продумав положение на заводе, руководство завода решило, что создание мощной машины для всех целей лесозаготовок будет не экономично. Решено было сконструировать трактор для вывоза леса средней силы, поставив на основу КТ-12А дизель от «Белоруса». Скоро был создан новый трактор, он получил номер ТДТ-40. Он стал незаменим не только на вывозе ветвей из лесоповала, но и самого леса. Он стал лучшей машиной на разных работах с лесом в сибирском бездорожье и просто, как машина для преодоления трудных участков дорог. В 1955 году была произведена проверка на прочность и удобность трактора и ТДТ-40 так понравился межведомственной комиссии, что было решено тут же начать его выпуск. По решению руководства Советского Союза с 1956 года на тракторном заводе Минска стали массово выпускать новую машину. Скоро были завершены труды по новым чертежам и собраны первые дизели для нового трактора. Новейший дизельный мотор был мощнее старого на 10 лошадиных сил, по размерам немного меньше и меньшей массой.

Трелевочник ТДТ- 54 и более мощный — ТДТ-60
Некоторое время Минский завод был занят разработкой новой мощной машины для работы на лесоповалах в северных регионах России. Дизель с промежуточного мотора Д-54 был доведён до мощности в 60 лошадиных сил. В ТДТ-54 были заменены многие узлы и несколько образцов прошли все испытания и были направлены на массовое производство. Но завод не мог заниматься одновременным выпуском гусеничных и колёсных машин, и в результате переговоров начальства завода и министерства машиностроения, гусеничные трактора были направлены на другие заводы, а МТЗ занялся выпуском тракторов только на колёсах. Семь лет МТЗ выпускал все виды тракторов, но в 1957 году он прекратил выпуск тракторов на гусеницах.

МТЗ-5
Через некоторое время к МТЗ-2 выросли технические требования. Трактор был тихоходен, недоставало количества передач, и по расходу топлива он стал слишком неэкономичным для нового времени. Между 55 и 56 гг. рабочие завода провёли полный абгрейд трактора. Эти работы удачно были завершены и так возник более новый «Белорус» и пару его моделей. МТЗ-5 был универсальнее, чем МТЗ-2. В 59 было произвёдено две модификации трактора с буквой «С» на конце марки. «С» в конце марки говорила о том, что машины имели более высокую скорость передвижения. За счёт небольшого увеличения оборотов удалось сделать дизель более мощным. Большее количество передач позволило менять скорость в больших границах. Но от «пятёрки» эта техника мало чем отличалась. МТЗ-7

Особенно хочется заострить внимание на маркировке МТЗ-7. В 58-м в узлы «пятёрки» было внесено много изменений. Трактор получил дополнительную проходимость за счёт того, что все его колёса стали ведущими. Первая машина получилась неудачной. Передний мост на тракторе был установлен от военного вездехода. Но на ней невозможно было отрегулировать переднюю колею. Без регулировки колеи невозможно было выполнять работы с плугом и боронами. Трактор не прошёл испытаний. Проблема была решена только тогда, когда на МТЗ-7 поставили передний мост от другой марки военного тягача. На трактор была установлена кабина с большим обзором, металлическая и с верхним откидывающимся тентом. Такая модернизация позволила защитить тракториста от холода ранней весны, и снять тент во время летней жары. В 59-м МТЗ-7 и его разновидности были поставлены на массовый выпуск. Но ненадолго, так как главная цель была испытать эти трактора в различных климатах и на разных почвах. В 1959 году было произведено около ста шестидесяти девяти МТЗ-7 и тысяча триста других его марок в 60 году. Около года позже МТЗ-7 перестали производиться.

МТЗ-50
В 56-м, когда ещё шёл выпуск устаревших тягачей на гусеницах для вывоза леса и МТЗ-5 в разных вариантах, конструкторы создали более совершенный дизель на новую машину МТЗ-50. К разработке новой пропашной машины проявляли интерес и сам коллектив завода, и правительство республики. В 57-м разработка МТЗ-50 окончилась и проект был одобрен. В 58-м на экспериментальном цехе было собрано несколько машин МТЗ-50. Они успешно прошли проверку и были рекомендованы к массовому производству. На МТЗ-50 был поставлен дизель с тягой 55 лошадиных сил, вес машины уменьшили. На неё поставили коробку с девятью передачами, которая обеспечивала большую разницу в скоростях трактора. С 1962 по 1985 год Минский завод начинает выпускать трактор МТЗ-52. Он по сути своей являлся разновидностью трактора из семейства «Белорус». Это была вариация трактора МТЗ-50. Единственным отличием МТЗ-52 от МТЗ-50, являлся ведущий передний привод, а у МТЗ-50 ведущими были только задние колёса.

Комментарии запрещены.

Контакты

Контактные телефоны:

(044) 837-96-58 (приобретение грузовой авто- и спецтехники)

(044) 837-78-22 (оптовая реализация запасных частей)

(044) 837-36-17 (сервисный центр)