Грейдер-элеваторы и землеройно-фреэерные машины

Грейдер-элеваторы относятся к машинам непрерывного действия. Они послойно срезают грунт и подают его на расстояние в несколько метров либо непосредственно к месту укладки, либо в транспортные средства. Вырезание грунта производится ножом, а его перемещение — ленточным транспортером. Грейдер-элеваторы применяются для возведения невысоких насыпей автомобильных и железных дорог преимущественно в равнинной местности, устройства выемок и каналов. Грейдер-элеваторы являются наиболее производительными машинами, чему в значительной степени способствует разделение функций резания и транспортирования грунта между двумя рабочими органами — ножами и транспортерами.

По типу рабочего органа эти машины разделяются на грейдер-элеваторы с дисковым ножом и машины с системой прямых или полукруглых ножей. Дисковые ножи могут быть неповоротными или поворотными.

По расположению транспортера грейдер-элеваторы разделяются на машины с поперечным и диагональным расположением транспортера. Кроме того, иногда эти машины снабжаются поворотными транспортерами или грунтометателями.

Грэйдер-элеваторы с системой прямых или полукруглых ножей и диагональным расположением транспортеров называются стругами или диагональными грейдер-элеваторами, и обычно выдают грунт только в транспортные средства. Последними могут служить перемещающиеся вместе с машиной отвальные мосты или метатели.

Грейдер-элеваторы могут быть прицепными, полуприцепными (полунавесными), навесными и самоходными. Прицепные грейдер-элеваторы работают в одном агрегате с тракторами и в настоящее время постепенно вытесняются полуприцепными и самоходными машинами. Ходовым устройством грейдер-элеваторов служат колеса, оборудованные пневматическими шинами.

Навесные грейдер-элеваторы выполняются в виде сменного оборудования к автогрейдерам. Самоходные грейдер-элеваторы обычно выполняются с использованием одноосных тягачей и реже имеют специальное ходовое устройство и силовой привод. По типу привода грейдер-элеваторы разделяются на машины с механической трансмиссией, с гидроприводом или же с многомоторным дизель-электрическим приводом.

Рабочий процесс грейдер-элеваторов, т. е. вырезание и перемещение грунта, осуществляется последовательными проходами машины по обрабатываемому участку с поворотами в конце последнего. Некоторые машины позволяют производить работу челночным способом. Здесь в конце участка поворачивается рабочий орган, а машина движется задним ходом.

Двигатель через редукторы и карданные валы приводит в движение верхний барабан транспортера. Движение механизмом управления передается через коробку управления.

Ввиду большой нагрузки от транспортера правые колеса машины устраиваются сдвоенными. Устойчивость машины может быть повышена выдвижением в сторону задней полуоси.

Полуприцепные грейдер-элеваторы не имеют передних осей, а опираются на трактор. Для уменьшения потери грунта кроме дискового ножа устанавливается еще лемех, который направляет вырезанный грунт на транспортер.

Типажом предусматриваются два типа полуприцепных машин к одноосным тягачам, рассчитанных на работу с одноосными тягачами мощностью 240—300 и 375—430 л. с. Производительность этих машин соответственно составит 1000 и 1600 м9/ч.

Производительность. Производительность грейдер-элеватора зависит от способа его работы и длины участка. Чем длиннее участок, тем производительность машины выше, так как снижаются относительные потери времени на повороты машины.
Определить соотношения между реакциями на левые и правые колеса машины возможно по положению ее общего центра тяжести.
Основная рама проверяется на прочность в предположении наезда на непреодолимое препятствие задних колес машины, рабочее оборудование которой находится в транспортном положении.

Рабочий орган этой машины состоит из системы трех ножей: вертикально поставленного подрезающего, планирующего ножа, который установлен перпендикулярно направлению движения машины с постоянным углом резания 30—35°, и косо расположенного подгребающего ножа. Система этих ножей обеспечивает вырезание стружки грунта и подачу ее .на транспортер. В связи с тем, что ширина захвата ножа больше ширины транспортера, обеспечивается непрерывность подачи грунта с минимальными потерями. Вместе с тем, боковое смятие стружки грунта при поступлении ее на транспортер несколько повышает сопротивление копанию. Транспортер и гидравлическая система управления приводятся в движение от отдельного установленного на машине двигателя.

Расчет агрегатов и деталей этих грейдер-элеваторов на прочность производится в предположении наезда ножами на непреодолимые препятствия. При этом учитывается коэффициент динамичности kd = 1,3.

Землеройно-фрезерные машины. Землеройно-фрезерные машины относятся к числу машин, имеющих рабочий орган роторного типа. Они предназначены для послойной разработки грунта в выемках и каналах и применяются главным образом в гидротехническом строительстве. Здесь грунт разрабатывается консольно закрепленной впереди машины цилиндрической фрезой, которой он уже в разрыхленном состоянии подается на подгребающий нож, а с него на приемный транспортер 3. Далее грунт перегружается на расположенный перпендикулярно к направлению движения машины выдающий транспортер. Работа этой машины аналогична работе грейдер-элеватора с системой прямых ножей. Основное различие принципиальных схем этих машин состоит в том, что здесь ножевая система заменена фрезой, снижающей тяговое сопротивление настолько, что при ширине захвата фрезы в 3 ж имеется возможность разрабатывать забой высотой до 2 м.

Разработка грунта обрушением. Метод разработки грунта обрушением предложен Н. Г. Домбровским, Г. В. Родионовым и В. М. Владимировым. Сущность метода состоит в том, что разрабатывается не весь объем грунта, а специальным органом делается врубовая щель, благодаря чему определенный объем грунта обрушивается и при этом измельчается.

Применяя этот метод, можно значительно сократить расход энергии на копание грунта. Несмотря на то, что несколько увеличивается работа, затрачиваемая на подъем грунта, энергетический баланс при правильно выбранной высоте забоя складывается в пользу этого метода.

Комментарии запрещены.

Контакты

Контактные телефоны:

(044) 837-96-58 (приобретение грузовой авто- и спецтехники)

(044) 837-78-22 (оптовая реализация запасных частей)

(044) 837-36-17 (сервисный центр)