Скрепер

Скрейпер, скрепер (англ. scraper, от scrape «скрести») — землеройно-транспортная машина, предназначенная для послойного (горизонтальными слоями) копания грунтов, транспортирования и отсыпки их в земляные сооружения слоями заданной толщины.

Кроме того, при движении по насыпи скреперы своими колесами уплотняют отсыпанные слои грунта, благодаря чему сокращается потребность в специальных грузоуплотняющих машинах.
Скреперы используют для разработки разнообразных грунтов 1-111 категорий от чернозема до тяжелых глин. Очень плотные грунты предварительно разрабатывают рыхлителями. Применение скреперов определяется дальностью возки грунта.
Прицепные скреперы в агрегате с базовыми гусеничными тракторами используют при дальности транспортирования от 100 до 800 и максимально до 1000 м. Чем больше вместимость скрепера, чем быстроходнее его базовый трактор, тем на большей дальности транспортирования целесообразно применять агрегат. Однако уже при дальности транспортирования 1 км прицепные скреперы уступают в рентабельности автомобилям-самосвалам, загружаемым одноковшовыми экскаваторами. Если дальность транспортирования грунта менее 100 м, выгоднее применять более простые и дешевые землеройные машины, такие как бульдозеры на базе гусеничных тракторов.
Самоходные скреперы, агрегатируемые с базовыми, быстроходными колесными тягачами применяют в благоприятных условиях при дальности транспортирования от 300 до 3000 м и более. При дальности транспортирования более 3000 м по бездорожью скреперы рентабельнее самосвалов, загружаемых экскаватором.

схема запчасти Makita оригиналПо типу ходовой части базовой машины различают скреперы на гусеничном и колесном ходу. По способу загрузки ковша грунтом различают скреперы с загрузкой движущим усилием, то есть тягой базовой машины и тягача (в случае применения последнего) и скреперы с принудительной загрузкой скребковым элеватором, установленным на самом скрепере.
Характеристики скреперов
— габариты: длина — до 17 300 мм, ширина — до 4500 мм, высота — до 4300 мм- масса — до 115 т
— мощность двигателя — более 470 кВт
— вместимость ковша — до 25 т
— база скрепера — 8000 мм- размер шин — 37,5 — 99
— грузоподъемность — до 45 т
— расстояние перемещения горной массы — до 5000 м- глубина резания — до 0,4 м- ширина резания — до 3,9 м- колея колес: передних — до 2900 мм, задних — до 2900 мм- дорожный просвет — до 750 мм
МОАЗ-6014
— послойная разработка грунта
— транспортировка грунта
— отсыпка грунта
— разравнивание грунта
— уплотнение грунта
Рабочие инструменты скреперов
— ковш
— механизмы управления ковшом и заслонкой
— ходовое оборудование
Классификация скреперов
1. По геометрической емкости ковша
— скреперы малой вместимости (до 3 м³)
— скреперы средней вместимости (от 3 до 10 м³)
— скреперы большой вместимости (более 10 м³)
2. По способу агрегатирования с тягачом
— прицепные скреперы (агрегатируются с гусеничными тракторами)
— полуприцепные скреперы (агрегатируются с колесными одноосными тракторами)
3. По способу загрузки ковша
— скреперы, загружающиеся за счет тягового усилия базовой машины
— скреперы, загружающиеся принудительно
— скреперы, загружающиеся посредством скребкового элеватора
4. По способу выгрузки породы из ковша
— скреперы со свободной (самосвальной) загрузкой (опрокидывание ковша вперед или назад)
— скреперы с полупринудительной загрузкой (опрокидывание днища и задней стенки вперед)
— скреперы с принудительной загрузкой (выдвигание задней стенки вперед)
5. По конструкции ковша
— скреперы с одностворчатым ковшом
— скреперы с двустворчатым ковшом
— скреперы с грейферным ковшом
— скреперы с телескопическим ковшом
6. По числу колесных осей
— скреперы одноосные
— скреперы двухосные
— скреперы трехосные
Производители скреперов
Caterpillar
МоАЗ — Могилёвский автомобильный завод
Экскаватор
Экскава́тор (от лат. excavo — долблю) — основной тип землеройных машин, главным образом для разработки мягких горных пород в массиве или скальных в раздробленном состоянии. Различают одноковшовые (механическая лопата, драглайн и др.) и многоковшовые (цепные и роторные) экскаваторы.
История
Активное строительство железнодорожных полотен в 30-х годах XIX века и нехватка рабочих сподвигли американца Отиса в 1832-1836гг. изобрести первый одноковшовый экскаватор. Позднее появились многоковшовые экскаваторы или абзетцеры, которые имели огромные размеры и передвигались по рельсам, выкапывая желобы породы. С ними работало множество специальных машин, среди которых заметен путепередвигатель, передвигавший многочисленные рельсы экскаватора. В Советском Союзе было построено три абзетцера, два из которых немецкого производства, работавших с начала 1960 годов до распада СССР, на добыче фосфоритов в Лопатинском руднике. На данный момент все три машины не функционируют и проданы на утилизацию, в руднике работает лишь один маленький абзетцер, добывающий фосфориты в ограниченных количествах.

Комментарии запрещены.